У меня еще нагрузки
по-немецки и по-русски…
Агния Барто. «Болтунья»
Вопрос самоопределения человека в современном мире стоит остро и возникает довольно рано: годовалого ребенка, едва начавшего говорить, родители старательно водят на английский язык, в два года – на балет, с трех – коньки и карате, далее по нарастающей.
«Драмкружок, кружок по фото, // Хоркружок – мне петь охота…» – говорила героиня стихотворения А.Барто «Болтунья». И тут же получала ответ: «Это слишком много что-то. // Выбирай себе, дружок, // Один какой-нибудь кружок».
В итоге к 6‑7 годам день ребенка расписан по минутам, а времени на детские забавы фактически не остается.
В школе №763 уже третий год успешно решают эту проблему в рамках реализации идей Курчатовского проекта. Кружок-лаборатория «Хочу все знать», занятия в котором позволяют сформировать у старших дошкольников начальные естественно-научные представления об окружающем мире и открывают знания из области биологических, химических и физических явлений, реализует комплексный подход к обучению дошкольников.
Проведение лабораторных работ, исследование и анализ окружающего мира и явлений под чутким руководством педагогов – все это ведет к формированию необходимых познавательных компетенций и софт-навыков современных дошкольников: умения работать в команде, креативно и системно мыслить, слышать и слушать, быть нацеленными на результат и уметь принимать решения.
Данный вид деятельности позволяет обеспечивать развитие индивидуальных способностей шестилетних детей, когда можно выбрать уровень сложности и темп освоения программы. Основная цель такой работы – выявить и развить те задатки и способности воспитанников, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в школе и в дальнейшей жизни.
Организация возможности раннего изучения наук детьми дошкольного возраста является одним из важнейших компонентов образовательного пространства. Взаимодействие педагогов и семьи способствует развитию совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка, формирует так называемый конвергентный подход к образованию, когда у воспитанников появляется ранняя мотивация к изучению различных областей знаний. Конвергентный подход предполагает стирание междисциплинарных границ, синтез и анализ изучаемого материала, умение понимать, а не заучивать наизусть, что развивает логическое мышление ребенка и в дальнейшем позволяет организовать качественное обучение на уровне начальной школы. Ранняя предпрофилизация дошкольников и младших школьников создает модель преемственности и непрерывного образования.
Родители, чьи дети принимают участие в проекте, отмечают выросшую мотивацию к школьному обучению, осознанное отношение к выполнению домашних заданий, заинтересованность предметами. Также они отмечают, что ребята становятся более любознательными, стремятся исследовать мир самостоятельно, пробуют выдвигать простые гипотезы, анализировать, рассуждать, выстраивать логические цепочки. Они совершают личные открытия, тем самым повышая уровень самооценки и самореализации в обществе, что в дальнейшем приводит к повышению успешности на уровне ООО и СОО, а также способствует выбору профильного обучения.
Таким образом, современные подходы к обучению требуют развития всесторонней личности уже на раннем этапе. Современный ребенок – это человек информированный, инициативный, любознательный, самостоятельный. Уже на дошкольном уровне необходимо уделять особое внимание формированию познавательных навыков воспитанников, развитию их творческих способностей, умения синтезировать и анализировать материал, повышать уровень мотивации детей для более успешной адаптации к школьной среде. Реализуемый проект позволяет успешно решать все вышеперечисленные задачи, а также является эффективной базой для формирования естественно-научной грамотности и предпрофильного образования.
Наталия ЛОКТИШЕВА, старший воспитатель школы №763
Комментарии