Что обычно вкладывается в понятие «наставник»? Это тот, кто передает опыт, знания, навыки, помогает советом и поддерживает. В сущности, каждый учитель – в какой-то степени наставник. Хотя сегодня это понятие в большей степени соотносят с профессиональной адаптацией человека в трудовой деятельности, можно говорить о разных видах наставничества в рамках образовательной организации.
Наставничество в педагогике имеет долгую историю. Можно обратиться к фольклору, мифологии – во многих сюжетах так или иначе мы встречаемся с мудрым наставником, помогающим герою определить свой путь, приспособиться к реалиям жизни. Древнегреческие философы, мыслители эпохи Просвещения и более поздних эпох рассуждали о наставничестве как о мудром направляющем руководстве.
В ХХ веке в нашей стране широко распространилось наставничество в разных формах. Ускоренными темпами развивались профессионально-техническое образование и производственное обучение, и наставничество стало рассматриваться как форма профессиональной подготовки и воспитания. Наставники на производстве, институт вожатых, ученические группы взаимопомощи в школах, стажировки молодых специалистов – опыт был накоплен колоссальный. Еще в 60‑70‑е годы ХХ века в одной из московских школ, директором которой был Самуил Ефимович Хозе, система наставничества стала основой деятельности школы. Много лет назад эта система включала все возможные формы наставничества: «учитель – учитель», «учитель – студент», «ученик – ученик», «студент – ученик». Стоит ли говорить о том, что многие выпускники этой школы становились учителями – и своей родной школы, и других.
Говоря о наставничестве, мы говорим в первую очередь о форме «учитель – учитель». Насколько важно помочь молодому педагогу сориентироваться в новых условиях, какова здесь роль наставника, понятно. А если молодой педагог еще и выпускник этой же школы? На примере школы №46 можно сказать, что адаптация проходит успешно: в разное время ее выпускники составляли до 25% педагогического коллектива. На сегодняшний день это и уже весьма опытные педагоги, и молодые специалисты. Главное, что у наших выпускников есть желание вернуться в родную школу в новом качестве, а это значит, что нет страха перед риском на всю жизнь остаться учеником для своих старших коллег. А что (или кто) побуждает выпускника поступить в соответствующий вуз и вернуться в школу? Разумеется, еще в школьные годы на его пути должен встретиться учитель-наставник, направляющий своего ученика, поддерживающий и советующий. И после бывший школьник придет к своему наставнику на практику, а затем будет проходить сложный период адаптации в комфортных для себя условиях, когда он уже не ученик, но все-таки еще немножко ученик, значит, есть с кем посоветоваться, у кого попросить помощи.
«Ученик – ученик» – такое сотрудничество, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, бывает весьма эффективным. На уроках каждый учитель решает, предоставить ли возможность такого наставничества, а в разновозрастных творческих коллективах дополнительного образования это одна из традиционных форм работы. Старшие воспитанники, например, театральной студии, пройдя путь от наставляемого до наставника, могут провести мастер-класс, организовать младших на какой-либо вид деятельности, отрепетировать… Глядя на старших как на наставников, малыши учатся собранности, ответственности и… незаметно для себя переходят в ранг наставников. Будь то обычное занятие, экскурсия, поездка на конкурс, старшие, более опытные, воспитанники помогают, объясняют, советуют менее опытным, помогая им адаптироваться в новых или просто непривычных условиях. При этом атмосфера самая дружеская, а дисциплина не хромает.
По сути, любая деятельность творческого, профессионального, социокультурного, психолого-педагогического характера имеет своей целью высокий уровень включенности в жизнь школы, в учебную или профессиональную деятельность, создание комфортных условий для работы и учебы. А значит, повышается и эффективность деятельности школы, когда каждый чувствует поддержку более опытного. Основы наставничества созданы давно. Наверное, стоит использовать богатый опыт прошлого, и тогда однажды можно услышать от ученика: «Я хочу стать таким учителем, как вы!» И это будет не только приятно, а станет подтверждением важности того, что мы делаем.
Юлия СУББОТИНА, учитель русского языка и литературы школы №46
Комментарии