Звенит звонок на урок, но ко мне никто не придет. Коллеги бы назвали такой временной пробел окном.
Я сижу за своим учительским столом, мысленно пересчитываю лежащие на нем аккуратной стопкой тетради. Насчитываю много – значит, опять ложиться поздно спать, значит, опять сидеть целый вечер дома. Странное дело, с тех пор как пришла в школу, я чувствую, что стала опять школьницей. Судите сами: прихожу к 8.30, каждый день готовлюсь к урокам, каждый день выполняю письменные задания, то есть проверяю тетради, со страшной силой жду каникул. Недавно встретила свою университетскую подругу Лену. Она задала мне совершенно простой вопрос, над которым я раздумываю уже несколько недель: «Ты приняла себя в школе?» Казалось бы, ну что в нем такого необыкновенного? Но я вдруг поняла, что как раз не знаю ответа на этот вопрос, точнее, знаю, но ответ этот неправильный, и я боюсь сама себе в этом признаться. А ведь если честно ответить на него, то тогда станет понятно, почему я чувствую себя школьницей, почему я жду каникул. Да потому, что я сама себя не приняла. Мне все кажется, что я молодой специалист, что я только заменяю, что придет другой учитель, который-то знает, как правильно учить, а я просто сяду за парту рядом с учениками, ну или вернусь на студенческую скамью. С детства я знала, что нужно быть честным. Родители учили не врать. Это правило я усвоила. Но ведь нас никто не учил самим себе говорить правду. Вот мы и ходим по кругу, боимся признаться в правде, не умеем с собой говорить. Отвечу себе честно, не стану лгать: не приняла себя в школе. И тут, как фишки в домино, посыпались все остальные вопросы. Их просто нет. Это не дети, не школа, не министерство образования, не затверженное на устах ЕГЭ виноваты в чем-то, здесь не может быть виноватых. Здесь только я и мой выбор. Ответ для меня ясен: я хочу принять себя в школе. Не знаю, сколько времени на это я затрачу, знаю точно, что на этот вопрос найду правильный ответ. Ведь, если подумать, я сейчас уже имею многое! Я люблю детей, я и не знала, что смогу их так любить. Когда-то не очень хороший коллега-учитель мне сказал, что любить детей необязательно, а если уж ты их любишь, то «рожай своих». Тогда мне эта мысль показалась кощунственной, слава богу, что и сейчас она такой для меня остается. Без любви нельзя ничего сотворить. Это известно нам еще из Библии. Любовь – основа всего, любого дела, любой религии. Скажете, моя задача учить, а не любить? А я с вами не соглашусь: я не работаю с учебниками и книгами, они мое средство. Нельзя к ученику относиться как к средству. Знаете, у меня уже полгода на подоконнике растут фиалки. Так вот, они до недавнего времени не цвели. Только сейчас я поняла почему: я их не любила. Как только мне захотелось, чтобы на них распустились цветы, они выросли. Я стала ухаживать за растением: не просто подливать воду, а удобрять, разговаривать с ним, я его полюбила. Оно ответило мне тем же. Так неужели наши дети хуже цветов? Они лучше! Мне интересно разговаривать с детьми. Сколькому интересному они меня учат! Я перестала смотреть на вещи с точки зрения «так принято», я смотрю на вещи с точки зрения ребенка. Ведь у детей нет кумиров, нет стереотипов. Мои любимые ученики иногда такую мысль выскажут, что сидишь ты и думаешь о том, кто здесь учитель и кто кого учит. Спасибо вам, дети, спасибо вам за ваши драгоценные мысли! Дети вселяют в меня чувство ответственности. Уходя и приходя с работы, я думаю только о них. Что бы такого интересного придумать для следующего урока, о чем бы поговорить? Я веду с собой постоянный диалог, даже дома веду урок. И вот уже стирается грань между личной жизнью и работой, ты начинаешь думать, где больше отдыхаешь – дома или в школе? Такой образ жизни позволяет держать себя в постоянном тонусе. Правда, раньше ты в нем не нуждалась, а сейчас понимаешь, что эгоистическое существование закончилось, на тебе как минимум шестьдесят душ, и такая степень ответственности не может не пугать и страшить. Тогда снова появляется в душе это подлое сомнение: а сможешь ли ты нести такой груз, а достоин ли ты? Ни о чем больше не прошу, а твержу, как молитву, о том, как начать жить в гармонии с самим с собой. Как принять себя в школе. Как полюбить не только ближних, но и себя, полюбить в себе учителя. …Казалось бы, один вопрос – как это мало! Но правильно поставленный вопрос уже очень много. Как учитель литературы возьму это на заметку.Олеся ХОРОШИХ, учитель русского языка и литературы гимназии №1593
Комментарии