При обсуждении развития социальных и экономических сфер нашего общества, рассуждая о путях совершенствования данных направлений, все приходят к одной аксиоме: в основе успеха – образование. А «Учиться, учиться и еще раз учиться» – это не просто лозунг, это фундамент развития общества, так как отличными специалистами должны быть и инженеры, и учителя, и управленцы. Воспитывать вкус к профессии, уметь добывать знания и применять их в реальности – вот это развивается с детства.
Всё и все сегодня в Москве работают на образование наших детей. Школа стала главным интегратором образовательного ресурса мегаполиса, грамотно вписывая его в свою образовательную систему.А начинается все с дошкольного образования. Дети играют, и через конструктивно-ролевые игры развиваются конкретно-наглядные представления о мире профессий. Наши малыши – и врачи, и водители, и парикмахеры, и строители, и космонавты. А дальше?В школе всегда ребенку говорилось, что он должен хорошо учиться, чтобы поступить в профильный класс. А поступив в профильный класс, надо хорошо учиться, чтобы поступить в институт: «Хорошо бы в медицинский, так как все дома врачи, но в крайнем случае можно и в заборостроительный». И вот результат: более 50 процентов россиян не работают по специальности, 93 процента хотели бы сменить сферу деятельности. В чем проблема? Чаще подросток делает акцент на университет, полагаясь на совет родителей или сверстников, а не на выбор конкретной профессии, которая ему наиболее интересна, где он будет талантлив и успешен.Знакомясь с миром профессий, ребенок не всегда понимает содержание процесса, ведущего к успешному результату. Например, всеми любимые экскурсии на производство: самолет – это здорово, но никто не рассказывает о конструкторском бюро; наши дети любуются елочными игрушками, мастерством художника, а «за кадром» работа инженеров-химиков; очень нравятся огурчики в теплицах, но не интересуемся непростой работой агронома.Важно ребенку донести информацию об особенностях конкретной профессии – это и содержание, и условия работы, и карьерный рост, и оплата труда, и какие таланты в себе нужно развивать, и каким предметам нужно уделять особое внимание.И профильных направлений всегда было немало. Но один профиль от другого отличался только количеством часов по учебным предметам.А сегодня профильное обучение – это не только углубленное изучение профильных предметов, но, главное, возможность индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, которая включает в себя и профессиональные пробы, и научно-исследовательскую деятельность. Профориентационная работа в школах ведется в системе: от игры через проекты и практику – к осознанному выбору. А цель проста – заинтересованность, востребованность, успешность в будущей профессии. Для этого школы нашего межрайонного совета директоров районов Черемушки, Обручевский, Котловка, Зюзино используют все возможные ресурсы города. И на первый план выступает развитая система дополнительного образования школ, которая реализует вариативный подход в обучении, дает возможность ребенку развить интерес и определить свои способности, апробировать себя в различных сферах деятельности, а это первые шаги к профессиональному самоопределению.В кружках «Школа юного социолога», «Киномеханика», «Юный медик», «Театр моды», «Компас», «ЗD-архитектор», «Техническая география», «Медиацентр» и многих других может заниматься не только ученик, воспитанник данной образовательной организации, но любой ребенок Москвы.Москва – город, который работает на образование каждого ребенка. Наверное, нет ни одной организации, не готовой сотрудничать со школами, всем понятно, что их будущий кадровый потенциал сегодня сидит за партами или дошколенок.Колледжи Москвы проводят для наших ребят практико-ориентированные мастер-классы в лабораториях и мастерских. Стоит отметить, что профессиональный выбор должен опираться и на потребности рынка труда, где отмечается крайняя нехватка высококвалифицированных специалистов рабочих профессий. Как разнообразны профессии, так и разнообразны колледжи, с которыми сотрудничают школы нашего МСД: образовательный комплекс «Юго-Запад», Колледж сферы услуг, колледжи Министерства иностранных дел, педагогические и медицинские, автоматизации и современных технологий, физической культуры и спорта.И с высшими учебными заведениями работаем на новом уровне. Это не только и не столько беседы о том, как хорошо учиться в данном вузе, а исследования в лабораториях, на кафедрах, совместные программы вузов со школами. РУДН, Высшая школа экономики, МПГУ, МИРЭА, Медицинский университет им. Сеченова, РАНХиГС, МИФИ позволяют осуществить как предпрофильную подготовку, так и создают условия для проектной и научно-исследовательской деятельности.А музеи? Из застывших экспозиций превратились в образовательные квесты, где интерактивные занятия создают максимально разнообразную палитру впечатлений о профессиях. Чем больше специальностей будет знакомо ребенку, чем шире его представления о мире профессий, тем более осознан его профессиональный выбор.Еще одна возможность попробовать себя в будущей профессии – это уникальные центры для осуществления профессиональных проб «Мастерславль», «Кидзания». Они заслуженно пользуются успехом у учащихся, педагогов и родителей начальной школы. А занятия на площадках и в лабораториях технопарков, научно-исследовательских центров, таких как «Экспериментаниум», «Эврика-парк», открывают ребятам двери в мир нанотехнологий, инженерии, современной индустрии.Поддержкой, неоценимой помощью являются программы Департамента образования города Москвы, направленные на расширение возможностей долгосрочного сотрудничества московской школы и межрайонного совета с социальными партнерами.Реализуемый в Москве профориентационный марафон «Карьерный навигатор: масштаб – город» включает в себя ряд открытых городских площадок, в рамках которых проходят разноплановые мероприятия для обучающихся и родителей, педагогов и специалистов школ города с привлечением широкого круга социальных партнеров образовательных организаций и работодателей («Университетские субботы», «Профсреда», состязания школьников в профессиональном мастерстве JuniorSkills…).Интересны нашим учащимся, педагогам и, конечно, родителям профориентационные и отраслевые выставки: Московский международный салон образования на ВДНХ, «Навигатор поступления», «Профессии будущего», «Образование и карьера», нацеленные на будущее – на будущее наших детей, на их карьерный рост в выбранной профессии.Здесь у ребят есть возможность ознакомиться с вузами, колледжами Москвы, мировыми тенденциями развития в различных отраслях. Компании-работодатели представляют свои актуальные вакансии. На тренингах и мастер-классах готовят к собеседованию, составлению карьерного плана. Аналитики знакомят с перспективами рынка труда и дают практические советы. Прогноз и перспективы на долгие годы – основа стабильности наших детей.Как приблизить школьное образование к реальной жизни? Как помочь выбрать не столько вуз, сколько будущую профессию? Лучше всего попробовать поработать именно в той сфере, где испытываешь профессиональные притязания. И эту возможность предоставляет конкурс «Школа реальных дел» в рамках городского проекта «Школа новых технологий», происходит обучение через действие.Что же такое «Школа реальных дел»? Более 40 компаний-работодателей, например «Ростелеком», ЛИНТЕХ, «ГлобалЛаб», «ДиСис», «Экзамен-Технолаб», «ЭлигоВижн», «КидБург», Центр реабилитации животных «Абсолют», универмаг «Цветной», госкорпорация «Ростех», благотворительный фонд «Образ жизни», Департамент города Москвы по конкурентной политике, ТемоЦентр, группа «ГАЗ» и многие другие, предлагают участникам решать реальные задачи (кейсы) из таких областей, как образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, разработка мобильных приложений, Интернет вещей, история, футурология, социальная ответственность, мехатроника, робототехника, 3D-моделирование, экология и энергосбережение, биотехнологии, электроника, космос, розничная торговля, PR/маркетинг, инженерное дело, альтернативная энергетика, СМИ…Учащиеся не остаются один на один с разработкой кейса, что самое главное и ценное в ШРД – компании-работодатели обучают, направляют, предоставляют производственные мощности и оборудование, корректируют каждый этап продвижения участников в проекте. Компаниям в свою очередь интересен подход школьников: командная работа, мозговые атаки, креативный подход, а свежие идеи зачастую носят инновационный характер и принимаются работодателями как возможности развития. В работе над кейсами участникам приходится осваивать и сочетать знания из разных областей, обучаясь, проектируя, созидая в междисциплинарной среде, – конвергентное образование в действии! Профессиональные пробы на базе корпораций, компаний, предприятий, с которыми сотрудничают наши школы (Институт биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова Российской академии наук, Институт космических исследований Российской академии наук, киностудия «Мосфильм», Коломенский хлебозавод, агрокомбинат «Московский», кондитерская фабрика «Рот Фронт», аэропорт Шереметьево, телецентр «Останкино», Лианозовский молочный комбинат, завод плавленых сыров «Карат», фабрика «Свобода»), погружают ребят в профессиональную среду, знакомят с условиями труда. А прямое общение учащихся с профессионалами особо ценно, так как выполняет две базовые функции: содержательную, которая формирует у учащихся образ профессионального окружения; инфраструктурную, обеспечивающую формирование, «разметку» межсистемных связей между образованием и рынком труда. Эта работа важна и предприятиям-работодателям, ведь, показывая учащимся преимущества работы у них и перспективы развития, они формируют позитивный, привлекательный, успешный образ своей организации.Социально-экономические профессии являются одними из самых востребованных на рынке труда. Они требуют постоянной самоотдачи, дипломатичности, услужливости, доброжелательности, а значит, особых духовно-нравственных качеств. И воспитание таких качеств, первые шаги в профессию возможны благодаря волонтерской деятельности и профессионально ориентированным практикам на объектах социальной сферы: Российская детская клиническая больница, дом ребенка №62, дома ветеранов войны и труда. И это не игра – это жизнь. Современному учителю недостаточно быть хорошим предметником. Показать реальную практическую составляющую предмета в профессиях – это обязательная компетенция педагога. Одно из мероприятий цикла «Профориентационные мастерские» – «Профессиональный выбор: диагностика, консультирование, развитие», где организатором является Городской методический центр Департамента образования города Москвы, – прошло на базе школы №1995. Педагоги нашего МСД получили возможность обменяться опытом в данном направлении. О значимости и актуальности мероприятия говорят темы мастер-классов и круглых столов: «Успешные профессиональные практики для детей с ОВЗ», «Методы и технологии выявления профессиональных способностей у учащихся», «Эффективность метода социального проектирования в профориентационной деятельности».Но как бы ни были отработаны программы, материальная база, подбор кадров, лучшие результаты будут достигнуты, если совпадут три составляющие – ХОЧУ, МОГУ, НАДО: – амбиции родителей (ХОЧУ) не должны главенствовать в профессиональном выборе ребенка;- интересы, возможности, таланты учащегося (МОГУ);- учительское НАДО должно гармонично и грамотно помогать ребенку в выборе профессии.Именно такая организация обучения дает возможность на выходе из школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования. Надежда УСАЧЕВА, и. о. заместителя директора школы №1995
Комментарии