search
main
0

Хочу – могу – надо. Программа социально-психологической предпрофильной подготовки

Цели программы: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, выявление проблем и возможных путей их решения, содействие профессиональному самоопределению.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть

Ирина ШУМЕЙКО, заместитель директора по УВР, Наталья ЗАХАРЮТА, педагог-психолог Яровского детского дома, город Яровое, Алтайский край, участники ХII конкурса «Сто друзей»

Программа рассчитана на учащихся 8-9-х классов, но может быть использована и в 10-11-х, где не было организовано предпрофильной подготовки, а также во внеклассной работе по профориентации.

Продолжительность занятия зависит от его цели, от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Каждый модуль данной программы может быть использован автономно, но рекомендуется для получения более высоких результатов реализовать сначала психологический модуль, а затем социально-педагогический. Возможно их совмещение.

Психологический модуль

Цели диагностического блока: выявление профессиональных интересов и склонностей, активизация процесса профессионального самоопределения.

Цели основного блока: изучение образа «Я» и профессиоведческой составляющей, создание условий для самостоятельного анализа учениками соответствия требований, предъявляемых выбранной профессией, их личным качествам.

Отличительная особенность данного ориентационного курса – проведение диагностических процедур, внедрение тренинговых технологий и профессиональных проб.

Механизм реализации

Занятия проводятся с целым классом или группой, тренинговые и игровые занятия рекомендуется проводить с группой из 12-15 человек, рассаживая участников в круг. Необходимые элементы каждого занятия – получение от учащегося обратной связи и проведение рефлексии. Заканчивается программа презентацией своего выбора каждым учащимся.

Социально-педагогический модуль

Цели основного блока: изучение мира труда, профессий, учебных заведений. Создание условий для профессиональной пробы.

Занятия проводятся с целым классом, тренинговые и игровые занятия рекомендуется проводить с группой из 12-15 человек, рассаживая участников в круг. Необходимые элементы каждого занятия – получение от учащегося обратной связи и проведение рефлексии. Заканчивается программа презентацией своего выбора каждым учащимся.

Диагностическое занятие состоит из четырех этапов:

1. Вводная часть.

2. Диагностика.

3. Обработка и сообщение результатов.

4. Рефлексия.

Основной блок включает 14 тем. Первая – вводная, последующие направлены на познание самого себя и самоопределение в мире профессий, итоговые занятия – 1-2 часа.

Структура занятия основного блока зависит от темы и формы проведения. (См. таблицу.)

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение (1 час).

Раздел 2. Психологический модуль (21 час).

1. Диагностический блок (5 часов).

Занятие 1. Классификация профессий по Климову. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова.

Цель: изучить склонности учащихся к различным видам деятельности.

1. Беседа «Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий».

2. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова.

3. Обработка и обсуждение результатов.

4. Обратная связь.

Занятие 2. Профессиональные склонности. Методика Йовайши.

Цель: выявить профессиональные предпочтения подростков, интересы и склонности.

1. Беседа «Профессиональные склонности».

2. Методика Йовайши.

Занятие 3. Концепция индивидуальности Голланда. Тест Голланда.

Цель: исследовать индивидуальную профессиональную направленность, тип личности учащегося, соотношение предпочтений и того или иного вида профессиональной среды.

1. Беседа «Концепция индивидуальности Голланда».

2. Тест Голланда по определению типа личности.

3. Обработка результатов.

Занятие 4. Интересы и склонности в выборе профессии. Карта интересов. Методика «Профиль».

Цель: выявить интересы и склонности учащихся.

1. Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии».

2. Методика «Карта интересов».

Занятие 5. Выбор профиля учащихся. Выбор профиля обучения.

Цель: выявить группы учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения.

2. Основной блок (14 часов).

Занятие 1. Вводное. Мои цели и ожидания.

Цель: определить ожидания и систематизировать ожидания учеников, согласовать цели. Обеспечить условия для формирования познавательного интереса к программе.

1. Согласование целей.

2. Рассказ ведущего «Цели и задачи тренинга».

3. Упражнение «Самая-самая».

4. Практическая часть: «Я хочу, чтобы…».

5. Обсуждение результатов.

6. Обратная связь.

Занятие 2. Самооценка.

Цель: помочь учащимся осознать роль самооценки, диагностировать самооценку учащихся, вооружить способами повышения самооценки.

2. Рассказ ведущего «Самооценка».

3. Упражнение «Как у тебя с самооценкой?».

4. Практическая часть: методика Дембо – Рубинштейн.

Занятие 3. Мои притязания и профессиональный выбор.

2. Рассказ ведущего: «Уровень притязаний».

3. Упражнение «Мои личные и профессиональные планы».

4. Практическая часть. Диагностика уровня притязаний.

Занятие 4. Мой темперамент и профессиональный выбор.

Цель: добиться осознания особенностей проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности, принятия особенностей темперамента окружающих.

2. Рассказ ведущего «Темперамент и профессиональный выбор».

3. Упражнение «Я – о’кей и ты – о’кей!».

4. Практическая часть: диагностика темперамента. Опросник Айзенка.

Занятие 5. Общителен ли я?

Цель: помочь учащимся выявить свой уровень общительности. Сопоставить результаты тестирования с личным профессиональным выбором.

2. Рассказ ведущего «Общительность и профессиональная деятельность».

3. Упражнение «Завоевать внимание».

4. Практическая часть: диагностика типа личности. Тест «Тип личности».

Занятие 6. Мой тип мышления.

Цель: выявить индивидуальные способности преобразования информации, прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

2. Рассказ ведущего «Типы мышления в профессиональной деятельности».

3. Упражнение «Сравнение».

4. Практическая часть: диагностика типа мышления. Тест «Тип мышления».

Занятие 7. Интересы и склонности в профессиональном выборе.

Цель: раскрыть сущность понятий «профессиональные намерения», «мотивы», «интересы», «склонности». Организовать диагностику ведущих интересов и склонностей. Помочь осознать уровень своей готовности к различным видам профессионального труда.

2. Рассказ ведущего «Интересы и склонности в выборе профессии».

3. Упражнение «Мой интерес».

4. Практическая часть: методика «ОПГ».

Занятие 8. Ценности в жизни.

Цель: содействовать осознанию влияния уровня притязаний личности на успешность профессиональной деятельности, формировать реалистический уровень притязаний.

2. Рассказ ведущего «Ценностные ориентации».

3. Упражнение «Как здороваются представители разных профессий».

4. Практическая часть: игра «Ценностные ориентации».

Занятие 9. Мой характер.

Цель: обеспечить условия для овладения знаниями о сущности характера. Помочь учащимся в осознании своих особенностей и черт характера. Развивать навыки самоанализа и самовоспитания.

2. Рассказ ведущего «Каков ваш характер».

3. Упражнение «Я и мой характер».

4. Практическая часть: работа с карточкой «Мои качества», тест «Мой характер».

Занятие 10. Способности и профессиональная пригодность.

Цель: помочь овладеть знаниями о способностях, рассмотреть факторы, влияющие на развитие способностей. Вооружить учащихся способами развития некоторых способностей.

2. Рассказ ведущего «Что такое способности. Способности и профессиональная пригодность. Условия развития способностей. Интеллект. Ум и способности».

3. Упражнение «Игра в профессии».

4. Практическая часть: тест «Оценка способностей».

Занятие 11. Возможности личности и профессиональный выбор.

Цель: помочь ребятам понять, что при выборе профессии важно учитывать состояние здоровья, а также самостоятельно оценить состояние своего здоровья.

2. Рассказ ведущего «Что такое профессиограмма».

3. Упражнение «Профессия – медицинские противопоказания».

4. Практическая часть: составление профессиограммы.

Занятие 12. Хочу – могу – надо.

Цель: создать условия для самостоятельного анализа соответствия требований, предъявляемых выбранной профессией, личным качествам человека. Помочь построить индивидуальный образовательный маршрут. Помочь учащимся оценить актуальный уровень их активности в достижении поставленных целей.

2. Рассказ ведущего «Хочу – могу – надо».

3. Упражнение «Закодируй профессию».

4. Практическая часть: упражнение «Анализ по схеме».

Занятие 13. Мой психологический портрет.

Цель: активизировать самопознание на основе результатов тестирования. Согласование целей. Составление индивидуального психологического портрета подростка по результатам тестирования.

2. Рассказ ведущего «Достойный человек».

3. Упражнение «Психологический портрет».

4. Практическая часть: проективное задание «Историческая личность».

Занятие 14. Правила выбора профессии.

Цель: помочь в формировании представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

2. Рассказ ведущего «Правила выбора профессии».

3. Упражнение «Составление резюме».

4. Практическая часть: «Профессия – учебное заведение».

6. Обратная связь.

3. Итоговое занятие (2 часа).

Тема. Самопрезентация «Я и мой выбор».

Цель: организовать тренинг для формирования готовности к профессиональному самоопределению, развития коммуникативных навыков и подведения итогов курса.

2. Рассказ ведущего «Ошибки и затруднения при выборе профессии».

3. Упражнение «Угадай профессию».

4. Практическая часть: самопрезентация «Я и мой выбор».

6. Упражнение «Чемодан в дорогу».

7. Обратная связь. Анкета.

Раздел 3. Социально-педагогический модуль (21 час).

Тема 1. Способности школьника.

Цель: выявить способности школьников.

Анкета «Оценка способностей школьника».

Тема 2. Сферы профессиональной деятельности.

Цель: выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности.

Анкета «Ориентация».

Тема 3. Выбор моего ребенка.

Цель: участие родителей в выборе профессии своего ребенка.

Анкета для родителей «Выбор моего ребенка».

Тема 4. Общительность и профессиональный выбор.

Цель: выявить уровень общительности.

Методика В. Ф. Ряховского.

Тема 5. Профплан.

Цель: помочь в выборе индивидуального направления профессиональной пробы.

2. Основной блок (14 часов).

Тема 1. Профессия – человек – время.

Цель: поставить перед школьником проблему выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, в ходе дальнейшего выбора должностей, трудовых постов, мест работы и т.д.

Профильное обучение. Выбор профессии. Гороскоп «Куда пойти учиться?». Что влияет на выбор профессии. Востребованные и перспективные профессии, предполагающие наличие среднего специального образования. Основные правила при выборе профессии. Десять ошибок при выборе профессии.

Тема 2. Виды профессионального труда.

Цель: познакомить с теорией видов профессионального труда.

Анализ результатов анкеты «Ориентация». Соотнесение результатов анкеты с видами профессионального труда.

Тема 3. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Цель: помочь учащимся в ориентации на локальном рынке образовательных услуг.

День открытых дверей в средних и высших учебных учреждениях. Перечень вопросов, задаваемых после его посещения. Правила приема в профессиональные училища и лицеи.

Тема 4. Экскурсия в Центр занятости населения города.

Цель: дать информацию о рынке профессий города.

Тема 5. Региональный рынок образовательных услуг.

Цель: рассказать о том, как можно получить профессиональное образование в регионе.

Востребованные профессии 2005-2009 гг. Этика предпринимательской деятельности.

Тема 6. Профессиональные планы и состояние здоровья.

Цель: помочь учащимся выяснить негативное или позитивное влияние профессии на здоровье и, наоборот, влияние состояния здоровья человека на возможности выполнения им своих обязанностей.

Семь шагов к взвешенному решению. Профессия, специальность, должность. Типы профессий. Профессиограмма и профессиография профессии.

Тема 7. Профессиональная проба «человек – природа».

Цель: помочь учащимся изучить требования к профессиям, относящимся к профессиональной пробе «человек – природа».

Содержание труда, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания профессий, относящихся к профессиональной пробе «человек – природа»

Тема 8. Профессиональная проба «человек – техника».

Цель: помочь учащимся изучить требования к профессиям, относящимся к профессиональной пробе «человек – техника».

Содержание труда, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания профессий, относящихся к профессиональной пробе «человек – техника».

Тема 9. Профессиональная проба «человек – знаковая система».

Цель: помочь учащимся изучить требования к профессиям, относящимся к профессиональной пробе «человек – знаковая система».

Содержание труда, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания профессий, относящихся к профессиональной пробе «человек – знаковая система»

Тема 10. Профессиональная проба «человек – художественный образ».

Цель: помочь учащимся изучить требования к профессиям, относящимся к профессиональной пробе «человек – художественный образ».

Содержание труда, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания профессий, относящихся к профессиональной пробе «человек – художественный образ».

Тема 11. Профессиональная проба «человек – человек».

Цель: помочь учащимся изучить требования к профессиям, относящимся к профессиональной пробе «человек – человек».

Содержание труда, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания профессий, относящихся к профессиональной пробе «человек – человек».

Тема 12. Экскурсия.

Цель: познакомить учащихся с профессиональными учебными заведениями города.

Встреча со специалистами, наблюдение за практической деятельностью.

Тема 13. Предприятия и организации города.

Цель: познакомить учащихся с профессиями города.

Выступления представителей различных профессий предприятий и организаций города.

Тема 14. Проект «Мои профессиональные намерения».

Цель: помочь учащимся создать индивидуальный маршрут профессионального самоопределения на основе пройденного курса.

Составление индивидуальной профессиограммы.

3. Итоговое занятие (2 часа).

Тема. Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг.

Цель: подведение итогов по самоопределению в мире профессий.

Защита презентаций о выбранных профессиях.

Раздел 2. (21 час). Раздел 3. (21 час).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте