search
main
0

Хочу играть – хочу учиться. Драматизация как эффективное средство развития коммуникативности школьников

В течение 20 лет я практикую инсценирование и драматизацию на уроках английского языка. Такое серьезное препятствие, как языковой барьер, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове вечного троечника во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

Совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела. К моменту выступления участники запоминают практически весь сценарий, бегло и осознанно произносят фразы, неоднократно прослушанные в процессе аудирования во время очередных репетиций. На начальном этапе творчество учеников проявляется прежде всего в воспроизводящей деятельности по образцу.      Этапы драматизацииДраматизация на иностранном языке требует объединения домашней, кружковой и внеклассной форм работы. Она подразделяется на несколько этапов:1) Подготовительный этап – самый большой. Он включает: – отбор материала (диалоги, ситуации, тексты);- знакомство учащихся с лексическим наполнением спектакля или сказки, предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур; – чтение текста спектакля или сказки про себя;- предвосхищение (антиципация) спектакля или сказки;- обсуждение всего спектакля или сказки;- рефлексивную оценку прочитанной самостоятельно сказки и мотивацию к дальнейшей творческой деятельности; – распределение ролей при коллективном исполнении;- работу с текстом пьесы (чтение по ролям); – анализ каждой роли;- музыкальное, шумовое, световое оформление спектакля;- подборку игр, конкурсов, викторин.2) Репетиции. В связи с отсутствием времени и свободных помещений в здании школы репетиции спектакля я провожу через телеконференции в компьютерной программе «Skype»  (индивидуальные и коллективные) с обсуждением их в парах или мини-группах во главе с режиссером-учителем, а позже роль режиссера берет на себя один из учеников. Это позволяет выявить скрытые таланты детей и даже отредактировать текст сценария. Друг перед другом ученики чувствуют себя более раскованно, нежели перед учителем, и увереннее нарабатывают технику актерского мастерства, интонацию и беглость произношения своих реплик.  Необходимые репетиции: песен и танцев, репетиции в «живом плане», репетиции всего спектакля перед учителем (индивидуальные или коллективные). Для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли «учитель» – «ученик» преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров.3) Показ спектакля другим классам школы.4) Подведение итогов работы. Обсуждение выступления, просмотр видеозаписи спектакля, замечания и предложения для работы над следующим спектаклем.Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся, как владеть жестом и мимикой, говорить громко, с хорошей дикцией. Доброжелательными репликами учитель поощряет учащихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни разучивают реплики на изучаемом языке, другие пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Назначаются дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее  участников. Когда у учащихся сложится достаточный опыт драматизации и сформируются более или менее постоянные творческие коллективы, можно предложить им самостоятельно выбрать материал и подготовить драматизацию. Сценарий постановок должен быть доступен для учащихся, построен на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах.     Роль учителя в организации процесса драматизацииРуководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами. Стремясь развить у учащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готов продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке ни одно, даже самое совершенное, техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению.    Взгляд на традиционную схему обучения в средней школеЕсли относиться к школе как к месту, где ребенок должен только усваивать знания, тогда все в порядке. Тогда правы те, кто говорит, что театр и игра отвлекают от этого серьезного процесса. Но как быть с тем, что  само знание о мире постоянно меняется и развивается? Как быть с тем, что, собравшись вместе, дети образуют уникальный социум со своими законами и ценностями? Как быть с тем, что основная схема обучения – прослушал (прочитал) – запомнил (выучил) – воспроизвел (сдал экзамен) – подходит  всего десяти процентам учащихся, как раз той части человечества, которая действительно мыслит и познает мир рационально-логическим способом. Ориентация школы на исключительно интеллектуальную деятельность и такое понятие, как «оценка уровня знаний», уже давно стала предметом научно-педагогических споров. Но пока еще ученик получает оценку исключительно по вышеуказанной схеме… Внедрение методики драматизацииМетодика драматизации доказывает, что можно учиться легко и вдохновенно и при этом иметь хорошие показатели  качества знаний, умений  и навыков. Свои первые шаги в создании методики драматизации я сделала в 80-е годы, когда сама играла в народном театре. Я сама придумывала сценарии, позже приобщила к этому учеников. Тогда я предположить не могла, что применение системы К.С.Станиславского в обучении школьников английскому языку  даст хорошие результаты. Мне было просто приятно, что дети с радостью идут на мои уроки, неся кучу реквизита для выступления.В середине 90-х годов я ознакомилась с замечательным пробным учебником В.Н.Филиппова «Hallo, Friends» для 5-х классов, который включает ряд содержательных и ярких полилогов:«Getting to know each other».«Knock out! Smashing. Mega! Brill!»«We understand each other Perfectly well».«Good appetite!»«Many happy returns of the day!»«A lesson just for Fun».«Here is the school».«The New Year is quite near».«Let`s talk business».Практически все из них, а также сказки и небольшие постановки для школьников были  использованы на уроках драмы и конкурсах актерского мастерства «Golden mask». Проводя ежемесячные уроки драмы, я заметила повышение интереса к процессу обучения, особенно у детей, получивших удовлетворение от сыгранной ими роли, оказавшихся в центре внимания в роли актрисы или актера. Для большинства учащихся драматизация – это продолжение детских игр в дочки-матери, в магазин, в больницу, только на английском языке. Похвала, аплодисменты и незатейливая «Golden mask» для победителя конкурса, изготовленная из самоклеящейся бумаги, являются высшей наградой для начинающих актеров и служат стимулом для дальнейшей кропотливой работы над изучением английского языка. Юные дарования год от года совершенствуют свое актерское мастерство, увеличивают запас речевых штампов, английских структур, формируют более четкое представление о  лексическом и грамматическом строе языка, а некоторые ученики  впоследствии выступают со сцены вуза, народного театра.  Прим. ред. Сценарий конкурса актерского мастерства на английском языке «Golden mask» опубликован на сайте «Учительской газеты»  http://www.ug.ru/method_article/950 МнениеВиктория ЛАРИОНОВА, рукодитель театральной студии «Позитив»: – Все дети талантливы, правда, не всегда им есть где проявить свой талант. Театр, сцена –  это самое подходящее место для раскрытия способностей. В конкурсе актерского мастерства, организованном Резедой Харисовной Латыповой, задействованы все ее ученики. Участники мероприятия не просто показывают свои заготовки зрителю, они проводят с ним интерактивный диалог, зачастую импровизированный. Илья ДМИТРИЕВ, ученик 11-го «Б» класса: – Мой дебют в роли Фрекен Бок состоялся несколько лет назад в школьном театральном конкурсе «Golden mask». Когда мы с Айзатом, который играл Малыша, вышли на сцену, то никак не могли начать играть, потому что зал смеялся… После каждой нашей реплики зрители просто взрывались от смеха. Так я впервые ознакомился с искусством актера. Я продолжил учиться актерскому мастерству дальше. В данное время я состою одновременно в трех театральных коллективах города, периодически выступаю  на праздниках в гимназии, езжу на театральные фестивали и конкурсы и получаю огромное удовольствие от этого.  Адель ПАНОВА, ученица 11-го «В» класса: – «Golden mask» – это то, что помогло мне раскрыться, почувствовать себя популярной, значимой личностью! В начальных классах я была серой мышкой. Но этот неординарный проект заставил меня посмотреть на мир и на людей другими глазами. Это просто невозможно выразить словами, когда ты на сцене, все ждут от тебя чего-то необыкновенного. А потом шквал аплодисментов… После первого конкурса, когда мне вручили «Golden mask» как лучшей актрисе, я начала писать стихи, сочинила несколько песен на английском языке и пела их на школьных и городских праздниках.  ​Резеда ЛАТЫПОВА, учитель английского языка гимназии №2 города Октябрьского Республики Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте