Насколько свободным может быть в своем выборе человек? Совместимы ли понятия – свобода и выбор – в условиях реальной действительности? Это не простые вопросы. Чтобы ответить на них, попробую посмотреть на свою собственную жизнь в пятнадцать лет. Итак, девятый класс общеобразовательной школы одного не самого большого периферийного города России.
Отрочество и юность – самый прекрасный и вместе с тем самый трагичный этап в жизни человека. Трезвый ум и буря страстей, первая любовь и первая ненависть, доброта, милосердие и детская жестокость, счастье и горе, взлеты и падения – все причудливо соединяется в этом возрасте в одном человеке. Про этот период говорят, что формируется личность, происходит огромная работа над собой. На формирование личности влияют и воспитатели, учителя, родители, окружающие люди, друзья, улица.
Вопреки сложившемуся мнению я считаю, что личность формируется на протяжении всей жизни. Из года в год мы развиваемся, обогащаем себя новыми знаниями, анализируем их, как-то реагируем на мнения окружающих людей. Именно от того, что мы хотим получить от жизни, от наших запросов, от нашего выбора, и зависит наша судьба. В подростковом периоде человек уже сознательнее относится к жизни, стремится культурно развиться, у него возникает желание быть нужным и полезным для общества, а может быть, и получить уважение и почет, стать знаменитым. А потому подросток стремится отбросить ненужные, плохие качества: лень, зависть, трусость.
А что происходит со мной? Я чувствую, что одна из моих главных задач, о которой часто напоминают родители, на сегодня – это победить лень, которая живет во мне. Если я не преодолею ее сейчас, то через три-четыре года будет уже поздно. К такому мнению родителей я, конечно, прислушиваюсь. Я понимаю, что лень может быстро разрастись и заполнить всю мою душу. Говорят, что лень, разрастаясь, не только заполнит душу, но сделает инертным тело, покроет жиром мозг, сделает человека безразличным ко всему окружающему и всем себя удовлетворяющим, когда ответом на все обращения будут слова: “да ладно…”, “да пусть так…”, “все равно…”.
Между тем наступает период, когда человек выбирает цель жизни, делает выбор того, чему он отдаст свою душу, ум, силы, время, что принесет ему или радость, или разочарование, взлет или падение. Впервые ответственно задумываешься над выбором дальнейшего жизненного пути. После девятого класса уже есть варианты выбора: профессиональное обучение (ПТУ, специальные училища: технологические, строительные, музыкальные, медицинские и другие) и стать высококвалифицированным профессионалом или продолжить обучение в лицее для поступления в высшее учебное заведение.
Я часто задумываюсь над таким вопросом: пойти ли в музыкальное училище или продолжить обучение в лицее дальше? С шести лет я учился в музыкальной школе по классу аккордеона, достиг некоторых успехов: неоднократно занимал первые места в областных конкурсах, получал звания, участвовал в региональных конкурсах. Мои учителя и наставники советуют мне продолжать заниматься музыкой, поступить в училище; а другие предлагают выбрать направление, связанное с экономикой, информатикой, менеджментом, потому что по этим школьным дисциплинам у меня неплохие знания, потому что это современно и в большей мере будет востребовано.
А мне нравится заниматься и тем и другим. Выбор музыкального инструмента в шестилетнем возрасте был свободным. Я сам захотел учиться играть именно на аккордеоне, когда бабушка мне предложила выбрать инструмент для занятия музыкой. Она уговаривала меня выбрать скрипку, так как на скрипке играла моя мама. Но я был непреклонен и потом никогда не сожалел о выборе. Впрочем, я отчетливо осознаю, что легче стать музыкантом, чем им быть. Музыкант не просто профессионал – это творец.
Заняться же изучением экономических дисциплин мне посоветовали родственники. Я согласился с их мнением, так как они совпали с моими желаниями. С детства я люблю играть в экономическую игру “Менеджер” и мечтаю работать на компьютере, меня привлекают погружение в таинство экономических механизмов и попытка их познания.
Какой же сделать выбор? Хотя я и перешел учиться в финансово-экономический лицей, но занятий музыкой не оставил. Принимаю участие в конкурсах музыкантов и в олимпиаде по информатике. Что оправданнее: выбор, сделанный в шестилетнем возрасте сердцем или осознанный, в чем-то прагматичный в пятнадцать лет, учитывающий мнение близких мне людей.
И вновь пример из моей жизни. Все чаще и чаще я замечаю в себе проявление эгоцентризма. Иногда я “врубаю” музыку, когда брат готовит уроки или кто-то в семье отдыхает. Мне хочется быть в центре внимания окружающих. Хочу, чтобы вся жизнь шла вокруг меня и для меня. Люблю выступать на сценах театров города, люблю аплодисменты зала, люблю похвалу людей, которые окружают меня. Я чувствую удовлетворение, гордость от сознания, что я могу приносить людям радость. Я не хочу меняться, но хочу, чтобы меня любили, уважали таким, какой я есть. Но смогу ли при этом сохранить способность любить и понимать окружающих меня людей? Сохраню ли их любовь к себе?
Несмотря на то что мы с братом с четырех лет живем с бабушкой и дедом, которые заменяют нам родителей, рано ушедших в мир иной, мы не лишены свободы личного выбора в жизненных проблемах. Мой брат играет на скрипке – это его выбор – и тоже преуспевает. За выступления нас часто награждают, за учебу хвалят. Но часто возникает у меня вопрос: на что потратить жизненную энергию – на завоевание титулов, почестей или посвятить свою жизнь тем, кому менее “повезло”? Чему служить: силе или милосердию, Богу или дьяволу? Некоторые выбирают идеал в жизни и берут с него пример, хотят быть похожим на него. Для кого-то идеал Иисус Христос, и они готовы взойти на крест, спасая мир; а для кого-то – “новый русский”, успешно решающий все свои материальные проблемы и не задумывающийся о смысле жизни; для третьих – фюрер, играющий человеческими жизнями.
Как-то мама-бабушка сказала мне, что хотела бы видеть во мне порядочного человека. Я ответил: “Не хочу я быть порядочным, не хочу”. Мнения наши разошлись, вероятно, потому, что я не понимал значения этих слов. После разъяснений, раздумий я постепенно изменил свое мнение. В понимании мамы “порядочный человек” – это человек чести, совести, воспитанный и деловой, культурный, вежливый, образованный и уважительный, это такой человек, у которого порядок в мыслях, действиях, в правильных решениях этих действий. Но ведь это и мой идеал!
“И первый клад мой честь была”, – писал А.Пушкин. Честь – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает и поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих. Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение этих слов толковый словарь. Не помню, где я прочитал, но выписал, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главные достоинства человека. Понятия чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принципами ради достижения каких-либо неизменных целей, кто живет лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя.
Мы часто обсуждаем в семье варианты поведения людей с позиций “порядочно” или “непорядочно”. Родители всегда спрашивают о моем выборе в решении проблемы. Часто наши мнения не совпадают, и мне разъясняют, почему они думают по-другому. Я понимаю, что мама очень хочет сделать меня “образцовым человеком”, но это очень сложно, а без наших общих усилий это невозможно. А возможно ли вообще? Например, я же понимаю, что должен всегда содержать в порядке свой стол, кровать, одежду, комнату, учебники. Это мне не всегда хочется делать, а просто послушным я быть не хочу. Но мы своим каждодневным, казалось бы, на первый взгляд самым незначительным выбором строим свою жизнь, создаем свою судьбу, потому что мы так хотим.
Мне повезло, так дома и в школе мне внушали, что слова честь, долг, ответственность, человеческое достоинство, личный выбор – не простой звук. Эти нравственные категории, которые должны сформироваться в каждом человеке, определяют его нравственный стержень. С воспитанием и воспитателями мне повезло, только какую пользу я извлеку из этого? Мы не можем предсказать наше будущее даже на одну минуту. Но все, что мы сделали за эту минуту, может оказать влияние на всю последующую жизнь.
Сейчас на нас обрушилась “коммерческая”, “рыночная” волна. Кажется, что все на продажу: ум, талант, любовь. К сожалению, сейчас, в наше трудное время перемен, такие качества, как милосердие, доброта, желание помочь другим, уходят на задний план. Вытесняя их, вперед выдвигается деловая хватка, умение получить прибыль и забота прежде всего о себе. И снова задаюсь вопросом. Может, стоит поучиться в экономическом лицее, затем в вузе, а потом заработать денег и затем уж заняться музыкой?
Нашему поколению, в том числе и мне, надо устоять перед соблазном посмотреть телевизор, послушать радио, поиграть с компьютером, “покайфовать”, расслабиться – вместо того, чтобы усердно учить уроки. Мы сталкиваемся с самыми разными проблемами. Это и наркомания, и алкоголизм, и преступность. При этом родители в чем-то иногда мешают нам. Взрослые иногда вредят. И не надо нас учить жизни (как это делают многие родители), надо лишь подсказывать, как правильнее поступить. Я счастлив, что мои родители-пенсионеры понимают меня и стремятся помочь мне во всем. Часто их мнение совпадает с моим, вернее, я прислушиваюсь к их мнению. Мнение моего преподавателя музыки также является авторитетным для меня. Но при этом я нередко придерживаюсь и такого правила: спроси родных, близких, друзей, а сделай по-своему.
В пятнадцать лет человек восприимчив к урокам жизни. Я чувствую, как во мне прорастает то, о чем мне говорили и говорят окружающие меня взрослые: патриотизм, чувство ответственности, свободный выбор. Но при этом иногда даже родители считают, что я не имею собственного мнения, ориентируюсь только на мнения других и подстраиваюсь под них. Так было в моем увлечении различной музыкой (RAP, HIP-HOP). Я сочинял песенки, переводил их на английский язык, подбирал музыку, делал аранжировку. Создали мы с ребятами (вчетвером) RAP-группу и сделали несколько выступлений в школе, где я ранее учился. Репетиции проводили дома, взрослые нам не запрещали. Ученикам и учителям в школе наши выступления нравились. Но на это требовалось много времени, которого мне не хватало на приготовление уроков, на занятия аккордеоном, на участие в оркестре. Мама с дедом не одобрили моего увлечения и попросили его бросить. Пока мы с друзьями оставили это занятие, так как нам не удалось сделать “RAP-стиль”. Так было и с несвоевременно прочитанными книгами, которые стали позднее излюбленными, и в выборе друзей, и просто в разных мелочах. Мои родители опасаются, что то же будет и в выборе мной профессии, вуза, жизненного пути. Взрослым кажется, что я непоследователен. На самом деле, как же трудно найти людей, которые понимали бы тебя с полуслова, с которыми было бы легко общаться. Для меня это, пожалуй, важнее всего.
В моем откровении отражены всего лишь мнения, наблюдения, размышления, восприятие жизни пятнадцатилетнего подростка одного из периферийных городов России. А выбрать профессию еще есть время до конца учебного года. А есть ли время для выбора нравственных, духовных приоритетов, личностных ориентиров? Отдаюсь на ваш суд…
Илья АНТОНОВ,
ученик 9-го класса
Пенза
Комментарии