XVII Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна» закончится через несколько дней. Отзвучали аплодисменты на большей части его спектаклей и близится закрытие. Вероятно, оно будет устроено с таким же размахом и фантазией, как и открытие. А открытие было вполне достойно и значения самого фестиваля, и его год от года возрастающей популярности, ну и, конечно, самого места, в котором он проходит уже 17 лет. Увы, ушли из жизни его основатели: в прошлом году – выдающийся театровед и чеховед Татьяна Шах-Азизова, долгие годы возглавлявшая экспертный совет фестиваля, а совсем недавно – 18 апреля – бывший директор музея, писатель и драматург Юрий Бычков, организатор чеховского театрального праздника. Согласно их замыслу, именно в Мелихове должны были состояться показы лучших постановок по произведениям великого писателя и драматурга, написавшего здесь около сорока самых значительных своих рассказов, повестей и пьес. Не просто праздник познания, глубокого проникновения в образы его литературы, выявление все новых смыслов, актуальных и для наших дней. Праздник весны, когда классика обретает облик вечно юной, порой – весьма озорной и легкомысленной дамы. Праздник, когда зацветает сирень, которую так любил хозяин усадьбы и гомоном птиц, поселившихся в устроенном для них хозяином «Питейном заведении братьев Скворцовых» – просторном скворечнике, спрятанном в ветвях старых деревьев. Судя по программе фестиваля и первому дню, на котором мне довелось побывать, люди, принявшие эстафету, этим замыслам остались верны.
Фестиваль открылся спектаклем театра «Русская сцена» из Берлина – «Нина». Пьеса не Чехова, а по мотивам его «Чайки» написана Матеем Вишнеком и поставленная Инной Соколовой-Гордон. Переосмысляя оригинал, автор новой версии разворачивает действие в канун буржуазной революции, точно обозначая дни февраля 1917 года. Вторая суицидальная попытка Кости Треплева вновь оказалась неудачной (уж если не везет, то – во всем!), он выжил и теперь, похоронив и дядю, и мать, в одиночестве живет все там же, ежегодно отстраивая все тот же театр и по-прежнему пытаясь найти свой путь в искусстве. Но снежные вихри являют ему сначала Нину в чем-то белом, словно сотканным из снежной пелены, а затем – Тригорина, приехавшего вслед за ней с чемоданом ее вещей: уже много лет они живут вместе. И вновь между ними разыгрывается любовный треугольник. Реальность? Фантазия мечтателя? Люди? Призраки былого, возникшие даже не в треплевском – нашем сознании в очередной бесплодной попытке все исправить ко всеобщему благополучию? Нашем сознании, страждущим сослагательных наклонений.
Бурные выяснения отношений, страсть и нежность, все ипостаси любви – попытки остановить время. Невозможно. «Ветры революции» откуда-то извне, из совсем другого мира приносят свежую прессу, новости о революционном брожении, об отречении царя. А здесь – вихри любви.
Нина любит обоих: в Косте – его любовь к ней, в Тригорине – свою любовь к нему. А они – ее. Глубоко, искренне, самозабвенно. И самоотверженно, с готовностью к любой жертве: убить, не испытывая ненависти или быть убитым, готовые отказаться от любимой – лишь бы она была счастлива. Даже – с соперником. Объединенные любовью к одной женщине, они как никто понимают, чувствуют и даже – вот парадокс – сочувствуют друг другу. «Во времена великой глупости спасение только в любви». И только такая любовь остановит время, ибо она – вечна.
При некоторой непочтительности к классику в переложении одной из самых известных пьес о неразрешимости противоречий любви и ее неодолимой силе, актерское трио из Германии (из-за отсутствия программки их имена остались мне неизвестными) разыграло свое представление с такой долей искренности, с такой интонацией доверительности, окрашенной иронией и самоиронией, что оставило впечатление зрелища светлого, обаятельного и самобытного.
А потом состоялся разговор с участниками фестиваля, прибывшими из разных городов России, а также Казахстана и Германии. Всего же для фестиваля было отобрано 14 спектаклей из Санкт-Петербурга и Перми, Южно-Сахалинска и Воронежа, Березников, Севастополя, Таганрога и, конечно же, Москвы и Подмосковья. Очень разных по жанру, стилистике, направлениям. Мало того, впервые организаторы решили не ограничиваться спектаклями, поставленными исключительно по произведениям Антона Павловича или посвященными ему, а создать программу «В гостях у Чехова», включив в нее постановки драматургов, по-своему интерпретирующих его наследие (в частности, ту же «Нину»), в той или иной степени испытавших его влияние на свое творчество, как это случилось с Горьким, именно под впечатлением от чеховской драматургии начавшему писать для сцены (спектакль по его пьесе «На дне» в постановке Сергея Федотова Пермского театра «У Моста»).
При всей разности творческих позиций режиссеров, при различии условий существования театров, есть объединяющая их сила: Чехов. И, отвечая на вопросы, чем привлекает их фестиваль, все они сходились в одном: мистическая аура Мелихова, его особая энергетика преображает спектакли, придавая им совершенно иную окраску, новые, неожиданные черты.
Торжественная церемония открытия фестиваля началась, как обычно, на веранде чеховского дома. Конечно же, прозвучали приветственные слова официальных лиц. Но прозвучали по-чеховски лаконично и не без доли юмора. Возможно, потому что аура места не терпит пафоса, а, возможно, потому, что тут же, возле сцены, ждал своего выступления… доктор Чехов – молодой, веселый, лихо отплясывающий под аккомпанемент джазового ансамбля. Как гостеприимный хозяин, он повел гостей по усадьбе, где в различных уголках показывал им то ловкость молодых всадников Конной секции, недавно открытой в Мелихове, то балет, то клоунаду, не удержавшись от участия в качестве жонглера. А потом, процитировав себя же – «Хочется влюбиться, или жениться, или полететь на воздушном шаре», – сел в корзину разноцветного монгольфьера и под световой аккорд фейерверка взмыл в воздух.
Но и это был еще не конец! Самое главное гостей ждало после, уже в ночи, ибо открытие фестиваля устроители приурочили к популярной акции «Ночь в музее». В этот чудесный майский вечер их ждало главное – спектакль хозяев – Мелиховского театра под руководством Владимира Байчера с широко известным названием «Чайка» и с заманчивым подзаголовком «Open-Air Проект». Спектакль, где каждое действие происходит в различных уголках усадьбы: то на пруду «Аквариум», то на крокетной площадке, то в Театральном дворе. И тени минувшего и, кажется, навсегда ушедшего времени постепенно становятся все ближе, все реальнее, превращаясь в наших современников с их болью, с их любовью, с их мечтами и радостями.
Сейчас, когда фестиваль достиг зенита и при полном аншлаге прошли спектакли многих театров, программа продолжает привлекать своим разнообразием и насыщенностью. Помимо прогулок по Сиреневой аллее и Аллее Любви, помимо постоянных экспозиций, открытых для посещения, фестивальная программа предлагает гостям посмотреть выставку личных вещей великой актрисы Марии Ермоловой из Музея Сергея Дурылина или пережить волнующие мгновения «Мелиховской весны» прошлых лет на ретроспективной фотовыставке «Семнадцать мгновений весны», послушать аудиозаписи сочинений писателя в исполнении знаменитейших русских артистов, увидеть экранизации его произведений.
Праздник продолжается, господа!
Фото Галины Фесенко
Комментарии