То, что многие учителя устали от перегрузок, но вынуждены брать полторы-две ставки, чтобы заработать на жизнь, в принципе давно уже не секрет. Но теперь этот факт получил своего рода документальное подтверждение – результаты фундаментального социологического исследования, проведенного осенью прошлого года институтом социально-политических исследований Воронежского государственного университета (ВГУ) по заказу Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Итоги исследования были обнародованы на круглом столе, который прошел 16 апреля в конференц-зале Воронежского областного Совета профсоюзов.
В круглом столе приняли участие руководитель областного Департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов, представители облсовпрофа, Общественной палаты области, учителя и директора школ, журналисты.Во вступительном слове председатель обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова пояснила: причиной обращения в институт социально-политических исследований ВГУ с просьбой о проведении мониторинга об особенностях труда учителя в условиях модернизации образования послужило серьезное противоречие. С одной стороны, в последние два-три года в сфере образования происходят ощутимые позитивные изменения: улучшается материально-техническая база школ, растут зарплаты педагогов. С другой – не иссякает поток жалоб учителей в Воронежский обком профсоюза на свое тяжелое положение.Бирюкова отметила, что по уровню заработной платы педагогов Воронежской области удалось достичь целевых показателей, обозначенных в 597‑м указе Президента России, изданном в мае 2012 года. Но произошло это за счет сокращения численности работников и чрезмерной интенсификации труда оставшихся. Учителям увеличивают учебную нагрузку, нагружают дополнительной работой в кружках, группах продленного дня и так далее. Получила распространение и практика одноразовых «впрыскиваний» дополнительных средств на зарплату с целью доведения ее среднего уровня до заданного президентом значения – средней в экономике региона (сегодня она приближается к отметке 25 тысяч рублей). Педагоги вынуждены перерабатывать. А что еще остается делать при окладе, который чуть больше 8 тысяч рублей? Хотя и за этот размер Бирюкова поблагодарила Олега Мосолова. Ведь есть регионы, где оклады вдвое меньше. Такой разброс связан с тем, что Правительство России так и не установило в стране базовые ставки и базовые оклады по профессиональным квалификационным группам. Тамара Андреевна назвала такой подход недопустимым. Особенно в условиях, когда экспертами Федерации независимых профсоюзов России и научного сообщества установлено, что минимальный потребительский бюджет работающего человека сегодня должен составлять 20 тысяч рублей в месяц…Покритиковала Бирюкова и областные власти за принятый в марте этого года закон «О молодом специалисте в Воронежской области». Причиной возмущения профлидера стало то, что начинающие педагоги не были включены в число категорий молодых специалистов, которым на протяжении первых трех лет работы будут выплачиваться средства на обзаведение хозяйством. Хотя, по словам Бирюковой, речь идет о более чем скромных суммах: 10 тысяч рублей – за первый год работы, 15 тысяч – за второй год, 20 тысяч – за третий. Для сравнения Тамара Андреевна привела суммы, которые выплачиваются только что поступившим на работу молодым учителям в других регионах: 50 тысяч рублей единовременно – в Орловской и Архангельской областях, по 6 окладов единовременно – в Брянской и Курской областях, 20 тысяч рублей единовременно и по 10 тысяч рублей ежегодно в течение первых трех лет работы – в Липецкой области, 1 млн рублей единовременно и автомобиль – в Тюменской области…Говорила Тамара Андреевна и о необходимости срочного возврата в школы психологов и социальных педагогов, почти полностью «вымытых» оттуда скудными нормативами подушевого финансирования, установленными в области. Отсутствие этих специалистов, убеждены в профсоюзе, не только затрудняет работу учителей-предметников, но и в значительной степени увеличивает риск возникновения ситуаций, подобных той, что случилась недавно в одной из московских школ, где ученик взял в заложники одноклассников и застрелил учителя.С другой стороны, и сами учителя, задавленные бесконечными отчетами, необходимостью формировать пухлые портфолио по случаю каждой аттестации, соответствовать разнообразным «стандартам», – нуждаются в психологической помощи…Печальную картину происходящего нарисовала и социологическая наука. Итоги исследования, в котором приняли участие 400 респондентов со всех концов Воронежской области, представила директор института социально-политических исследований ВГУ, председатель комитета по образованию и науке областной Общественной палаты, доктор политических наук, профессор Александра Глухова. Как выяснилось, каждый третий учитель работает с серьезными перегрузками – 24-36 учебных часов в неделю, еще 40 процентов имеют нагрузку, превышающую ставку. При этом только 1,8 процента учителей сообщили, что полностью удовлетворены своей зарплатой. На вопрос, какой должна быть зарплата за ставку, более 60% опрошенных указали сумму от 20 до 30 тысяч рублей, 18% заявили, что она должна быть выше 30 тысяч. Половина учителей высказалась за работу на одну ставку.(После круглого стола в интервью нашему корреспонденту учитель физики и информатики средней школы №57 Воронежа Сергей Димитренко, занявший в прошлом учебном году второе место в воронежском городском конкурсе «Педагогический дебют» и первое место в областном конкурсе «Мои инновации в образовании», поддержал размер ставки в 20-30 тысяч рублей: «С надбавками, премиями получится 50 тысяч. Исходя из такой суммы уже можно о чем-то думать, что-то планировать… Ипотека сегодня крайне невыгодна, и как накопить на свой угол с зарплатой в 13-18 тыс. рублей? Значит, надо подрабатывать, заниматься репетиторством в ущерб основной работе, здоровью…»)Серьезные опасения Александра Глухова высказала по поводу состояния здоровья учителей. Ведь около 60 процентов из них редко обращаются к врачам, 36 процентов занимаются самолечением. А вот еще неприглядный расклад: у 76% опрошенных педагогов ни разу в жизни не было возможности укрепить свое здоровье в санаториях, 18% приобрели путевку за счет профсоюзной помощи, 5% – за собственные деньги и только 1% – за бюджетные средства.При всей напряженности работы учителя ему не дают расслабиться даже во время законного отпуска: 74% респондентов сообщили о фактах отзыва из отпусков…Председатель Павловского райкома профсоюза Елена Высочина вернулась к теме колоссальных перегрузок современного педагога, перечислив требования, которые к нему предъявляются: успешность учебной работы, успешность внеурочной работы сверх классного руководства, результативность научно-методической и инновационной деятельности, ориентировка на итоговое тестирование, выставление на сайт школы конспекта с внеурочными формами работы, работа с электронными дневниками и журналами, проведение заочных олимпиад, подготовка к Всероссийской олимпиаде и так далее и тому подобное. Список оказался внушительным. Но если бы за это еще платили! Профлидер рассказала, с чего начался нынешний учебный год в Павловском районе: шквал звонков в райком профсоюза по поводу резкого снижения заработной платы, вызванного введением понижающих коэффициентов, отменой всех доплат и надбавок при исполнении должностных обязанностей психолога, социального педагога, библиотекаря, отмена доплаты за внеурочную работу по федеральному государственному образовательному стандарту и так далее. На исправление ситуации потребовалось время. Все нормализовалось только в декабре. А в январе уже следующий аврал – задержка зарплаты…Председатель Борисоглебского горкома профсоюза Ольга Ананьева подняла тему перегрузок педагогов во внеурочное время. Она напомнила, что учителя обязаны проводить различные конкурсы, олимпиады, праздники, на что уходит уйма времени. Но, по словам Ольги Владимировны, если мероприятие плановое – это еще полбеды. А вот если оно авральное… «Рушатся планы учителей, учащихся, самого учреждения. Но ведь школа – это семья. И, как в каждой крепкой семье, в ней существуют свои традиции, которые нельзя разрушать. Однако внешкольных мероприятий с каждым годом становится все больше…». Ольга Владимировна внесла конструктивное предложение. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области необходимо готовить единый план мероприятий на новый учебный год, в котором учитывать предложения всех заинтересованных организаций. Утвержденный план доводить до муниципальных отделов по образованию в августе. Рекомендовать применять аналогичный порядок на муниципальном уровне. Ограничить количество обязательных мероприятий, тем самым дав возможность учителям заниматься своей непосредственной работой – давать детям полноценные знания по предмету.Директор Никольской средней школы Аннинского района Ольга Бабкина отметила такие проблемы отечественного образования: бездумное заимствование зарубежного опыта; отсутствие ответственности за последствия экспериментов на государственном уровне; большая перегрузка учителя, приводящая к профессиональному выгоранию; ситуация, когда «реальность по оплате труда бунтует против буквы отчетности и магии средних цифр»; рост количества отчетов «от арифметической прогрессии к геометрической»…Итог круглому столу подвел руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов, высказавшийся двумя руками за установление на федеральном уровне базовых ставок и окладов и их ежегодную индексацию, а также регулярное увеличение региональных базовых окладов в системе образования.Относительно закона «О молодом специалисте в Воронежской области» Олег Мосолов рассказал, что он родился с подачи молодежного правительства области и изначально касался всех категорий молодых специалистов. Но областные финансисты согласовали документ только после того, как из него были исключены категории работников образования и здравоохранения. «Мною лично было принято решение, чтобы закон был принят в таком виде, – повинился Мосолов, – потому что гораздо быстрее внести изменение, чем топтаться на моменте принятия закона. Теперь, когда поступают обращения, думаю, не будет проблем с внесением поправки».Участники круглого стола приняли решение направить на имя губернатора Алексея Гордеева и председателя областной Думы Владимира Ключникова обращение по острым вопросам, которые относятся к компетенции региональных властей. Кроме того, решено подготовить обращения в Центральный совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Правительство РФ.
Комментарии