Мифы и реальность
В Москве вузов предостаточно, почему же ребята выбирают негосударственные?
– Тут интересно учиться, – признались мне девушки из РосНОУ – Российского нового университета, – практически к каждому студенту – индивидуальный подход, много дополнительных курсов по выбору. Наши ребята – победители многих олимпиад, а университетская команда КВН обошла “крутые” государственные вузы…
– Кто же платит за обучение?
– Родители, – вздыхают симпатичные подруги-брюнетки.
– А я сам, – включается в разговор высокий светловолосый парень, правда, где ему удается заработать столько денег, не признается. Действительно, сумма по моим соображениям немалая даже для Москвы – от 800 до 2000 долларов в год, самые дорогие факультеты – юридический, международных отношений, финансово-экономический. И оказывается, это не предел – есть негосударственные вузы, где год обучения стоит от 2500 до 4000 тысяч долларов.
– А разве можно качественно научить за 300-500 долларов в год? – изумляется ректор Московской гуманитарно-социальной академии, председатель негосударственных вузов Москвы и Московской области Игорь Ильинский. – Ну 4000 тысячи долларов – это уже, конечно, перебор, хорошо учить можно в среднем за 1300 долларов в год.
– Негосударственные вузы стали активно появляться в конце 80-х – начале 90-х годов, – рассказывает мне ректор РосНОУ, председатель ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов. – Конечно, большая часть вузов находится в крупных городах, там, где есть хорошие школы, сильные государственные вузы, – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Казани…
Поначалу многие негосударственные вузы брали всех подряд, без экзаменов, но уже вскоре стало ясно: вступительные экзамены при приеме обязательно нужны, их отсутствие чаще всего синоним некачественности, а то и вовсе халтурности вуза. Уже, к сожалению, есть первые выпускники ряда вузов, особенно экстерната или обучающиеся по “суперновым технологиям”, которым теперь повторно приходится получать высшее образование там, где нормально организован учебный процесс.
– Но, согласитесь, Владимир Алексеевич, в негосударственных вузах спектр специальностей весьма ограничен. Трудно представить себе медиков, которых бы готовил частный вуз.
– Бесспорно, мы в основном готовим по гуманитарным специальностям, по-другому и не может быть, самая популярная, разумеется, – юриспруденция, потом идут экономика, финансы и кредит, менеджмент, бухгалтерский учет и аудит, экономика и управление, психология… Вообще негосударственные вузы выпускают около 32,5 процента всех юристов, 31,8 процента психологов, 43,4 процента бакалавров экономики. Кстати, среди 20 лучших юридических вузов страны 7 оказались негосударственными. Всего же подготовка в негосударственных вузах ведется по 33 направлениям и 109 специальностям из имеющихся 97 направлений и 436 специальностей. Не думайте, что мы готовим только юристов и экономистов, многие негосударственные вузы выпускают специалистов по коммерции, лингвистике, филологии, туризму, психологии, социологии, педагогике, культурологии, истории, философии… Уже сейчас есть негосударственные вузы, где открыты технические специальности – информационные системы в экономике, автомобили и автомобильное хозяйство, прикладная математика и физика, информатика и вычислительная техника. Существуют даже медицинские негосударственные вузы, один из самых интересных – в Воронеже. Впрочем, они, как правило, возникают на базе государственных, ведь нужны лаборатории, анатомический театр.
Квартирный вопрос
Одна из серьезных проблем для негосударственных вузов – собственные помещения. Не секрет, что многие бедствуют – перебиваются как могут: учебный процесс организовывают в зданиях НИИ, ИБ, иногда в школах, предел мечтаний для многих – покупка детского сада, который еще нужно и переоборудовать.
– Даже если какой-нибудь заморский меценат захочет построить у нас здание для вуза – а это в среднем 40-50 миллионов долларов, – то по нашим законам зарегистрировать его он не сможет. Впрочем, мы даже не имеем права принять деньги от наших отечественных спонсоров, – сетует Владимир Алексеевич Зернов.
– Если же говорить о наших проблемах, то здесь есть и моменты дискриминации негосударственных вузов. К примеру, год пришлось бороться за льготы на проезд в транспорте для студентов негосударственных вузов, остается нерешенной проблема призыва юношей на службу в армию из неаккредитованных вузов, – добавляет Игорь Михайлович Ильинский.
Из воспитателей в ректоры?
– Какие только курьезы не происходили в негосударственных вузах за эти десять лет! Бывали случаи, когда их ректорами становились люди, весьма далекие от науки и высшей школы, а некоторые и вовсе не имели никакого высшего образования, впрочем, тогда никто и не спрашивал об этом. А в результате закончившим такой “вуз” молодым людям приходилось переучиваться. Закон же “Об образовании” настолько демократичен, что любой воспитатель детского сада еще пару лет назад мог стать ректором негосударственного вуза. Благо министерство спохватилось и ужесточило меры по лицензированию. Теперь, чтобы аккредитоваться, нужно как минимум иметь одну треть штатных преподавателей, у ректора должно быть научное звание, а в вузе – профессора, кандидаты наук, – рассказывает Владимир Зернов. – И еще, если вуз активно рекламирует себя – это повод насторожиться.
– Владимир Алексеевич, академия, университет, они действительно соответствуют заявленному статусу?
– Да, действительно, по названиям негосударственные вузы перекрывают весь спектр того, что вообще имеется в отечественной высшей школе, но реально по форме деятельности, по наличию специалистов это в основном институты. Ведь только десятая часть негосударственных вузов готовит специалистов более чем по 3 направлениям.
Еще одна проблема – филиалы: их очень много и у государственных вузов. Теперь добавились и негосударственные. А качество, как известно, там оставляет желать лучшего…
– Сейчас разнообразных филиалов больше, чем детей лейтенанта Шмидта, – шутит Зернов. – И число их растет не по дням, а по часам. С одной стороны, вроде бы это положительное явление. Образование приближается к месту жительства, но, может, тогда не стоит приравнивать этот диплом к высшему профессиональному, пусть человек получает знания для себя?
Абитуриент, ау!
Количество негосударственных вузов продолжает расти, правда, некоторые из них, самые несостоятельные, не выжили. С 2006 года прибавятся последствия демографического кризиса. Профессиональные учебные заведения смогут принять 1 миллион 700 человек, а школу закончат всего 1 миллион 300 тысяч. Придется побороться за абитуриента, иначе учить будет просто некого.
– Как быть негосударственным вузам, ведь у них сильные государственные конкуренты? – вновь обращаюсь к Игорю Ильинскому. Он настроен решительно и сдаваться не собирается:
– Я же думаю, к демографической ситуации нужно отнестись как к вызову, – говорит Игорь Михайлович. – Эта угроза – вопрос не паники, а большей мобилизации. Я вижу два варианта решения этой проблемы, главный – наращивание качества образования. И тогда убежден: всегда найдется небольшая часть абитуриентов, которые, несмотря на конкуренцию, пойдут в негосударственные вузы. Ведь все больше ценится не просто диплом, а качество знаний. Второй путь – это укрупнение негосударственных вузов. Конечно, некоторые из них просто погибнут, ничего не поделаешь: в условиях рынка побеждает сильнейший.
Камо грядеши
– Не совсем верен термин “негосударственные вузы”, скорее всего их стоит называть словом “внебюджетные”, – считает Владимир Зернов, – и вообще не надо делить вузы на государственные и негосударственные. Куда важнее – качественные или некачественные… Все они готовят специалистов для страны.
Думаю, что в ближайшем будущем численный рост вузов не будет стремительным, хотя и появятся новые – это неизбежно. Но некоторые будут погибать и из-за банкротства, какие-то – из-за своей несостоятельности. Численность студентов стабилизируется и не превысит 10 процентов от общего количества всех студентов. Вполне вероятны объединения нескольких вузов в университеты и кооперация негосударственных вузов с государственными. А главное – активнее пойдут аккредитация и аттестация, это повысит престиж негосударственных вузов и позволит ребятам учиться в наших вузах без перерыва на службу в армии.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии