search
main
0

Хочешь «пять» – умей вертеться! Активные формы контроля на уроках химии

Качественное усвоение материала невозможно без систематического контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Эта прописная педагогическая истина всем известна. А как нашим детям надоели эти бесконечные контрольные работы и тесты! Но они, наши дети, не ропщут, это чревато оценкой. Кто-то исправно готовится, кто-то махнул на все рукой и приходит на контрольный урок с мыслью: «Авось повезет!». А учителей урок радует. Все дети активны: решают, вспоминают, списывают, подсказывают, передают «шпаргалки». Учителя по кабинету похаживают, покрикивают, «шпаргалки» собирают.

Так и движемся: поучились – контрольная работа, доучились – тест, научились – зачет, опять же письменный. «Почему бы и нет? – воскликнет педагог. – В институт нынче только письменно сдают, да все больше тесты». Оно и понятно. Зачем время на абитуриента тратить? Время – это ведь драгоценность великая. А кто он, абитуриент? Что нового он преподавателю скажет? Конечно, ничего нового не скажет, а в ближайшее время совсем ничего не скажет, кроме слов бытового обихода. Ученые, умные слова ему только понимать надо, говорить ни к чему, нужды нет. Вот и разучится скоро молодой россиянин изъясняться научно, красиво и грамотно. Одно успокаивает: есть у нас в стране гуманитарные школы, где дети и говорят, и пишут, и реферируют, и даже сочиняют. Значит, не оскудеет со временем наш богатый русский язык. Только школ таких маловато.

Переживания за речевое развитие выпускников рядовых общеобразовательных школ заставили меня крепко задуматься: «Нельзя ли разнообразить контроль ЗУНов так, чтобы он выполнял еще и функции развития и коррекции одновременно, к тому же был бы психологически комфортным, здоровьесберегающим?» Почитав методические журналы, пообщавшись с коллегами, вдруг обнаружила: «Ба! Да ведь наработано-то сколько! Все щедро делятся, бери, наполняй химическим содержанием и контролируй, корректируй разнообразно, полно, даже весело». А иногда тестик дай, чтобы дети технологией угадывания правильных ответов владели и в нужные колонки ответы записывали, а то растеряются, знать будут, но теста не напишут.

Предлагаю своим коллегам-химикам нетрадиционную контролирующую методику.

Зачет «Вертушка»

Технология такого зачета предусматривает обобщающий контроль и коррекцию знаний и умений по большому разделу. Например:

неорганическая химия – «Классы неорганических соединений», «Типы химических реакций»;

органическая химия – «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические вещества» и т.д.

Подробно рассмотрим зачет «Вертушка» по теме «Углеводороды», 10-й класс. Для проведения зачета требуется 6 ассистентов из числа наиболее успешных учащихся. Хотя, если удастся привлечь к этой работе 6 малоуспешных, или совсем неуспешных учащихся, результат хуже не будет. Каждый ассистент готовится ответить учителю один изученный класс соединений. Он, конечно, знает все шесть изученных классов, но готов до мелочей изложить один: алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, циклопарафины. Знания других учеников по этому классу веществ ассистент и будет оценивать.

Предварительно готовим маршрутные листы для каждого ученика-соискателя. Звездочкой пометим те вопросы, на которые будут отвечать соискатели хороших оценок (см. таблицу № 1). Перед уроком каждый ассистент готовит себе рабочее место – стол и вокруг него 4-5 стульев. На столе плакат с названием класса углеводородов, о котором пойдет речь за этим «круглым столом».

Звенит звонок. Учитель распахивает дверь кабинета и торжественно протягивает томящимся в ожидании соискателям маршрутные листы. Начинается «Вертушка». Каждый соискатель изучает свой маршрут и выбирает себе первое рабочее место по желанию (если успеет свое желание осуществить, у него есть конкуренты). За каждым столом начинается активная работа. Ребенок ответил устно на задание 1а и переходит на свободное место за другим столом, там письменно пишет химические свойства – задание 5е, затем спешит к столу «Алкины», устно отвечает на задание 3д и так далее, пока не ответит на все вопросы. Ассистенты внимательно слушают, проверяют письменные задания и ставят в маршрутный лист оценку. Если ставят не высший балл, обязательно комментируют ошибки, разъясняют соискателю непонятные или невыученные темы. Объем ответа обговаривается заранее. Например: составить один гомолог и назвать его или составить изомер по положению кратной связи. Одновременно за одним столом могут работать 4-5 человек: кто-то готовится, кто-то отвечает, кто-то ждет своей очереди, в это время увидел свободное место за другим столом и решил поработать там, а потом вернуться и ответить здесь. Класс похож на муравейник, все вертится.

Учителю остается только наблюдать за этим захватывающим процессом. Ребята напористые, застенчивые, возбужденные, спокойные, нет только равнодушных. Некоторые пытаются уговорить ассистентов. Встречаются и не совсем объективные ассистенты. Вот оно, поле для воспитательной работы. Наблюдай, анализируй, делай выводы.

Когда маршрутный лист заполняется оценками (см.таблицу № 2), соискатель сдает его учителю, который ставит итоговую оценку за зачет. Выставление итоговой оценки – процесс творческий. Можно все задания проранжировать по сложности и суммировать баллы, можно ставить оценку по среднему арифметическому или изобрести еще что-нибудь.

Зачет закончился, но разговоры о нем продолжаются: кому что досталось, кого как оценили. Иногда даже можно услышать: «На следующий зачет я напрошусь в ассистенты, попляшете у меня, повертитесь!» Вот вам и химия, и жизнь.

Галина ЕРШОВА, учитель химии СШ № 7, г.Ступино, учитель года Московской области-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте