search
main
0

Хочешь конфетку? Школьники-гурманы перекормлены знаниями

Идея этого педсовета появилась не сама собой, ей предшествовала проблема. Администрация школы задалась вопросами: Зачем нужны домашние задания? Каков их предельный объем? Какие формы домашних заданий можно применять в школе?

После того как все убедились, что перегрузка ведет к нарушению физического и психического здоровья, препятствует полноценной жизни не только ученика, но и членов его семьи, противоречит действующему законодательству, сам собой возник следующий вопрос: «» Это был второй вызов, за которым последовал второй цикл. На этот раз тексты содержали практические советы.

Прежде чем переходить к активным действиям, следовало теоретически разобраться в проблеме, постараться найти пути ее решения и только после всестороннего анализа давать рекомендации учителям.

К педсовету были специально подобраны тексты. Их набралось много, поскольку хотелось обстоятельно проанализировать ситуацию и учесть максимальное количество подходов. Если читать и пересказывать все подряд, мероприятие растянется на целый день. Решение нашлось быстро: в технологии РКМЧП есть стратегии, специально предназначенные для работы с текстами больших объемов. Например, «Зигзаг»: читатели работают в группах, после чтения и обсуждения фрагмента внутри группы представители докладывают его содержание остальным и отвечают на вопросы. Каждая группа работает с текстом самостоятельно, а обсуждение происходит обязательно со всеми обо всем.

Форма нашлась сразу – ролевая игра. В ходе такого педсовета педагоги смогут «примерить» одну из пяти ролей (родителя, психолога, врача, юриста, учителя-инноватора) и посмотреть на проблему со стороны. Сюжет самый простой: конференция представителей общественности, обсуждающих проблему домашних заданий. Для динамичности игры тексты читали в два цикла: первый «круглый стол» обозначил существующую проблему, а второй предложил пути ее решения.

Цели педсовета: создать условия для осознания наличия проблемы домашних заданий; дать учителям возможность проанализировать ее с разных точек зрения; предоставить различные рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам учебной нагрузки и дозировки домашнего задания.

Кто виноват?

Сдвинули парты – по две для каждой из пяти групп, на них стояли карточки с названиями рабочих дней недели. На доске появилась надпись: «Домашние задания – форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Д. з. – обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию (Словарь www.fio.ru)».

Учителя расселись произвольно, за каждым столом оказалось 6-7 человек. Ведущая попросила участников представиться: назвать свое имя и предмет. Когда процедура знакомства завершилась, каждого учителя попросили заполнить листок, указав количество учебных часов, необходимое для качественного усвоения материала своего предмета. Это был первый вызов. (См. таблицу 1.)

На доске в недельную таблицу 2 был занесен суммарный результат расчетов каждого стола. Сумма получилась внушительной.

Учителя заволновались. Раздались голоса: «Так нельзя считать!», «Не может быть у одного ученика рисование и геометрия!». Протесты в основном касались процедуры подсчета. Тогда зачитали официальные данные. Вице-премьер Валентина Матвиенко, отвечая от имени правительства на запрос Госдумы в марте 1999 г., сказала: «Сегодня, чтобы усвоить школьную программу, надо тратить 167 часов в неделю на учебу».

На доске появился расчет:

167/7 = 23 ч. 35 мин.!!!

Интересно, что вписанные в нашу таблицу данные отличались от официальных на несколько минут.

Карточки с днями недели заменили на таблички с названиями ролей. Следующей стадией стало осмысление. Группы получили тексты с описанием проблемы, ватманские листы и цветные маркеры. Через полчаса пять листов были вывешены на доске, и каждая группа рассказала о своей точке зрения.

Учителя с удовольствием включились в игру.

«Родители» поведали грустную историю Елены Новоселовой (из публикации «Пифагор на шестидневке» в «Российской газете» от 12 мая 2004 г.), взявшей отпуск, как и в первом классе, на время «ответственной работы» дочери-выпускницы, поскольку один на один с непомерными нагрузками она выдержала только две недели.

«Юристы» нарисовали свиток, на котором отразили ст. 7, 15, 32, 51 Закона «Об образовании».

Группа «медиков» облачилась в белые халаты, а из белой бумаги сделали шапочки и нарисовали на них красные кресты. Они рассказали, что «дети испытывают большие перегрузки – домашние задания в пять уроков по двадцать задач, портфели весом шесть-семь килограммов, повышенные требования к детям и родителей, и учителей. Максимальная учебная нагрузка давно вошла в норму. Объем и сложность домашнего задания не дают детям не только активно отдохнуть, но порой как следует выспаться… В попытке изучить все возможное каждый преподаватель пытается привить максимальные знания по своему предмету, но очень не многие дети могут одинаково хорошо разбираться и в точных, и в гуманитарных дисциплинах. Все это способствует формированию неполноценности и последующего стойкого невротического расстройства у развивающегося человека. Все эти факторы ведут к комплексным нарушениям функций нервной и иммунной систем, что и лежит в основе развития различных заболеваний» (О.А.Малышева, старший научный сотрудник Института клинической иммунологии СО РАМ).

«Психологи» проанализировали «Смысл ситуации домашнего задания и ее восприятие ребенком младшего школьного возраста» (текст Ю.А.Козырева из «Бюллетеня клуба конфликтологов», г. Красноярск, №6, 1997 г.) и выяснили, что понятие «самостоятельность» подменяется понятием «исполнительность».

А «учителя-инноваторы», вдохновленные цитатой из Анатоля Франса: «Чтобы усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом», – запечатлели гурмана-ученика, а в вазочке перед ним – знания-конфетки.

Обсуждение было очень бурным! Это была общая рефлексия первого круга «Зигзага».

Что делать?

После того как все убедились, что перегрузка ведет к нарушению физического и психического здоровья, препятствует полноценной жизни не только ученика, но и членов его семьи, противоречит действующему законодательству, сам собой возник следующий вопрос: «Что делать?» Это был второй вызов, за которым последовал второй цикл. На этот раз тексты содержали практические советы.

Теперь группы не пытались найти свой путь решения самостоятельно, а объединялись по интересам, переходили от стола к столу, сверяли свои версии с коллегами. Участники второго «круглого стола» вносили конкретные предложения по решению проблемы, их фиксировала ведущая, и по ним был составлен проект резолюции.

«Юристы» ознакомили всех с Законом «Об образовании» города Москвы, в котором указано максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности (пяти- или шестидневка), и нормами СанПиНа: «домашнее задание не должно превышать 50% аудиторной нагрузки». «Психологи» перечислили признаки хронической усталости и посоветовали поставить на первое место здоровье и душевный комфорт ребенка. «Медики» сформулировали систему мер по сохранению и укреплению здоровья школьников: различные формы организации учебно-воспитательного процесса; создание в школе службы психологической помощи; проведение здоровьесберегающих мероприятий, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе, создание условий для гармоничного развития. «Родители» предложили сделать домашние задания интересными и полезными. А «учителя-инноваторы», ссылаясь на опыт доктора Патрика Хезлвуда, возглавляющего среднюю школу Святого Джона в английском городе Мальборо, решили, что домашние задания надо вовсе отменить. «Стоит заметить, что при этом в прошлом учебном году выпускные экзамены на «хорошо» и «отлично» сдали 69% учащихся школы Святого Джона, тогда как средний показатель отличников и хорошистов среди выпускников школ в Англии равен 53,7%».

После конструктивного обсуждения внесенных предложений и необходимых корректив был составлен проект решения педсовета. Всем участникам было предложено еще одно задание. Каждый получил документ и мог внести в него изменения.

Памятка по приготовлению домашних заданий в группе продленного дня 1-4-й кл.

1. Достань учебники, тетради, необходимые принадлежности для выполнения домашних заданий. Приготовь рабочее место.

2. Открой дневник, посмотри, что задано по каждому учебному предмету.

3. Начинай работу с наиболее трудного для тебя предмета (русского языка или математики).

4. Выполни задание на черновике, покажи для проверки воспитателю. Если затрудняешься, обратись за помощью к воспитателю.

5. Если задание выполнено верно, переписывай его в чистовую тетрадь.

6. После выполнения первого домашнего задания отдохни 15-20 минут, расслабь мышцы тела, закрой глаза, дай им отдохнуть.

7. Приступай к выполнению следующего письменного задания сначала на черновике, затем, после проверки, перепиши его в чистовую тетрадь.

8. Выполняя устные задания по чтению, истории, природоведению, читай вслух, но тихо, чтобы не мешать товарищам. Ответь на вопросы после текста, перескажи прочитанное или выучи наизусть, если это необходимо.

Памятка по выполнению домашнего задания по русскому языку

1. Вспомни, над какой темой работали на уроке. Что узнал нового и что повторил?

2. Повтори теоретические сведения предыдущих уроков, выучи новые правила.

3. Выполни работу над ошибками, если таковые были в классной или полученной домашней работе.

4. Внимательно прочитай задание перед тем, как выполнить домашнее упражнение.

5. Сначала работай на черновике. Не забудь сделать грамматическое задание. Сверься с теорией, найди подобные примеры.

6. Аккуратно перепиши в чистовик упражнение. При выполнении грамматического задания используй карандаш и линейку.

Памятка по выполнению домашнего задания по литературе

1. Вспомни, над какой темой работали на уроке, творчество и произведения какого автора изучали.

2. Внимательно прочти опорные записи в тетради.

3. Прочитай статью или теоретический материал по заданной теме.

4. Перескажи прочитанное.

5. Если в хрестоматии по литературе нет художественного произведения, которое задали прочитать, возьми его в библиотеке.

6. Познакомься с текстом целиком или с отдельно взятыми частями, в зависимости от полученного задания.

7. Ответь на вопросы учебника и выполни, если необходимо, индивидуальное задание устно или письменно в тетради по литературе.

Памятка по выполнению письменного домашнего задания по математике

1. Вспомни, что изучали на уроке, просмотри записи в тетради.

2. Прочитай и усвой материал учебника.

3. Прочитай задания, изучи их.

4. Подумай, какие правила и приемы следует применять для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами задач.

5. Если нужно, выполни полностью или частично задание на черновике.

6. Проверь тем или иным способом решения задач.

7. Запиши выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.

8. Проверь правильность записей, чертежей, вычислений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте