Образовательное сообщество бурно обсуждает проект Концепции поддержки развития педагогического образования, разработанный в Минобрнауки России. Если верить документу, чиновники решили всерьез взяться за реформу педвузов.Причин тому масса: система подготовки учителей, по мнению авторов проекта, устарела и не отвечает ни новым ФГОС, ни профессиональному стандарту педагога. Более 70 процентов отечественных педвузов имеют признаки неэффективности, в них идут не самые лучшие абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники. Озвучив основные проблемы, авторы инициативы переходят к конкретным предложениям. Первое, и главное: как можно больше школьной практики для студентов прикладного педагогического бакалавриата. В это время студенты и учащиеся будут создавать цифровое портфолио «для использования при аттестации и предъявления работодателю». При этом практика нового образца предполагает оплату труда не только руководителя, но и студента.На бакалавриаты в концепции вообще вся надежда. Помимо прикладного предусмотрен еще непедагогический – для студентов других вузов, ощутивших в себе тягу к преподаванию, и универсальный – для педагогических вузов, где к студентам будут предъявляться повышенные требования, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Методистов и управленцев будут готовить в специальных магистратурах. И в любом случае каждый желающий попробовать свои силы у школьной доски должен будет сдать квалификационный экзамен.Претворить концепцию в жизнь планируется в несколько этапов. В ближайшие два года она будет запущена в качестве пилотного проекта в 17-25 вузах России. И если все пройдет удачно, то уже в 2016‑м эту модель возьмет на вооружение вся система подготовки педагогических кадров в РФ.
ВведениеНовые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и масштабе подготовки педагогов.Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников, жестко регулировать число студентов, ограничивать мобильность абитуриентов.Система подготовки педагогов не изменялась многие годы и опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную территориально. В последние годы число педагогических вузов сокращается. Так, в 2008 году подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 педагогических, в 2012 году – 167 вузов, в том числе в 48 собственно педагогических.План приема на обучение за счет средств федерального бюджета РФ по УГС 050000 «Образование и педагогика» в 2012 году составлял более 57 тыс. бюджетных мест, выпуск специалистов с высшим педагогическим образованием в 2012 году – 133,1 тысячи специалистов.Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а гуманитарных – 42,86%.В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые лучшие (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники.При этом значительная часть выпускников, обучавшихся на программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу (см. рис.).Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.), поэтому можно выделить три группы проблем, решение которых является предметом рассмотрения концепции:проблемы входа в профессию, к которым можно отнести низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических программ и отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности на специальности и направления подготовки педагогов; низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ по специальности в систему образования;проблемы подготовки, к которым можно отнести неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы), слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических программах;проблемы удержания в профессии, к которым можно отнести отсутствие прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам, отсутствие ответственности регионов за невыполнение КЦП и трудоустройства выпускников, низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, а также отсутствие карьерных перспектив учителя, усилившаяся в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям.Основная цель программы состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведении системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования и преодоление двойного негативного отбора.Реализация заявленной цели предполагает решение ряда первоочередных задач, а именно: повышение качества студентов, получающих педагогическое образование за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы и педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий); построение образовательных программ педагогического бакалавриата как профилизации «универсального бакалавриата»; изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования, практическая подготовка, усиление связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся за счет широкого использования механизмов школьно-университетского партнерства. Подготовка кадров для широкого спектра педагогической деятельности вне школы и вне системы образования; повышение эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки педагогов (прикладного бакалавриата) на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистерских программ вузов для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования; разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя; создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ.В ходе реализации концепции должна быть создана новая система педагогической подготовки, в качестве ключевых элементов которой могут быть названы:1. Развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах.2. Прикладной педагогический бакалавриат, как основная модель подготовки педагогических кадров, реализуемый в сетевом взаимодействии вузов, организаций СПО и школ, программа которого предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент.3. Программы педагогической подготовки для студентов 3‑х и 4‑х курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности.4. Универсальный бакалавриат (аналогичный бакалавриату Liberal Arts) в педагогических вузах, предполагающий повышенные требования (в том числе к результатам ЕГЭ) при выборе педагогического профиля подготовки.5. Магистратура для подготовки учителей-методистов и управленцев, приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования.6. Практическая модульная магистратура с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании.7. Введение квалификационного экзамена на основе нового профессионального стандарта педагога, упрощающего вход в профессию и позволяющего оценивать качество подготовки. Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ подготовки педагогических кадров на основе результатов независимого квалификационного экзамена выпускников таких программ.8. Сопровождение начинающих педагогов, обеспечивающее их профессиональное сопровождение и профессиональное развитие.9. Система стимулирования практической работы студентов в школах: схема оплаты труда этих студентов (в том числе школой) и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе вузом), не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений. Система финансирования психолого-педагогической подготовки (включая практику) студентов непедагогических вузов (в том числе органами управления образованием и учреждениями общего образования).Создание условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств.10. Самостоятельная педагогическая деятельность студентов-практикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.Реализацию концепции предполагается осуществить в несколько этапов:2014-2015 гг.Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии.Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы.2016-2017 гг.Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы.Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий.Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.В «дорожную карту» реализации концепции предлагается включить следующие мероприятия:2014-2015 гг.1. Разработка и проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования.2. Разработка моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательным сопровождением выпускников (с повышенными требованиями к зачислению абитуриентов) и гарантированным трудоустройством.3. Организация методической поддержки разработки и реализации программ развития педагогических вузов и их филиалов, имеющих признаки неэффективности по результатам ежегодного мониторинга.4. Разработка проектов ФГОС высшего педагогического образования, соответствующих профессиональному стандарту учителя и ФГОС общего образования, обеспечивающих возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата (включая прикладной бакалавриат, универсальный бакалавриат), магистратуры (включая профессиональную магистратуру) и аспирантуры.5. Разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающих новые формы практики, механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.6. Разработка моделей квалификационных испытаний (сертификации) для кандидатов (в т. ч. выпускников) на работу в сфере общего образования, а также для использования разработанных моделей при аттестации педагогов.7. Конкурсная поддержка организации региональных школьно-университетских партнерств и другие формы сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров.8. Разработка современных требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по педагогическим специальностям в соответствии с профессиональным стандартом педагога.9. Разработка моделей и программ по сопровождению профессионального развития учителей в течение первых трех лет работы.10. Реализация пилотных проектов в 17-25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. 2016-2017 гг.11. Проведение ежегодного мониторинга потребностей региональных и муниципальных систем образования в педагогических и управленческих кадрах в сфере общего образования и результатов трудоустройства выпускников педагогических программ.12. Разработка и реализация программы грантовой и методической поддержки лучших выпускников ведущих российских университетов, трудоустраивающихся в муниципальные учреждения образования.13. Проведение на базе ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также ведущих международных центров педагогического образования программ дополнительного профессионального образования (стажировки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям.14. Реализация моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования с обязательной интернатурой и гарантированным трудоустройством.15. Открытие сетевых гибких программ ускоренного получения квалификации учителя-предметника с обязательной практикой в общеобразовательной организации для студентов непедагогических специальностей и направлений подготовки.16. Апробация в регионах моделей квалификационных испытаний (сертификации квалификации) для кандидатов на работу в сфере общего образования, а также для использования при аттестации.17. Доработка профессионального стандарта «Учитель» с учетом возможного использования при проектировании образовательных программ педагогической подготовки, при проведении аттестации, отражение в нем возможных вариантов развития педагогической карьеры в сфере общего образования.18. Проведение конкурса пилотных площадок для отработки новых моделей и технологий педагогического образования. Увеличение норматива финансирования для пилотных площадок, реализующих программы педагогической интернатуры.19. Проведение ежегодного мониторинга реализации пилотных проектов и поддержка распространения лучших практик в системе педагогического образования, включая подготовку доклада о состоянии педагогического образования.20. Создание новой системы аккредитации программ педагогического образования на основе результатов пилотных проектов.21. Создание нормативных возможностей введения дополнительных вступительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы.22. Реализация проекта по развитию управленческих кадров для системы педагогического образования.23. Разработка программ по освоению дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения) или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т. д.).24. Разработка рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре.25. Разработка и введение квалификационных требований к минимальному уровню педагогического образования учителей: при работе с младшим возрастом – не ниже бакалавра, при работе с учащимися со специальными образовательными потребностями (психологи, логопеды, коррекционные педагоги и т. п.) – не ниже магистра.Информация к сведениюПроект Концепции поддержки развития педагогического образования размещен для общественного обсуждения на сайтах ведущих российских педагогических вузов: Московский городской психолого-педагогический университет (мгппу.рф); Московский педагогический государственный университет (www.mpgu.edu); Московский городской педагогический университет (www.mgpu.ru); Российский государственный педагогический университет (herzen.spb.ru).Также общественное обсуждение проекта проходит на сайте www.fgosvo.ru.Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, концепция была разработана в феврале 2013 года. Тогда для подготовки проекта была создана рабочая группа по институциональным изменениям в педагогическом образовании, состав которой был утвержден заместителем министра образования и науки Российской Федерации Александром Климовым.Обсуждение предварительных вариантов концепции проходило с февраля по октябрь 2013 года на разных площадках в пятнадцати регионах России. В общей сложности в нем приняло участие более трех тысяч человек: преподаватели вузов, учителя, руководители системы образования, а также международные эксперты.Так, первое представление проекта состоялось на международной конференции «Тенденции развития образования: проблемы кадрового обеспечения системы образования» (24-26 февраля 2013 года, Московская высшая школа социальных и экономических наук) в ходе круглого стола «Развитие педагогического образования в России».В апреле 2013 года проект обсуждался на всероссийской конференции «Педагогика развития: современные вызовы» (25-27 апреля 2013 года, Красноярск), а также на собрании профессорско-преподавательского состава Красноярского педагогического университета им. В. Астафьева.17-19 апреля 2013 года в ходе работы международного форума «Евразийский образовательный диалог» прошло открытое заседание рабочей группы по институциональным изменениям в педагогическом образовании с участием руководства Департамента образования Ярославской области, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. На заседании выступили представители Казанского (Приволжского) федерального университета, Нижегородского государственного педагогического университета им. Минина, Томского государственного педагогического университета.На основе этих дискуссий в ноябре 2013 года был подготовлен итоговый вариант концепции, и в соответствии с поручением министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова было продолжено его общественное обсуждение.Обсуждение концепции проходило на заседаниях советов учебно-методических объединений вузов РФ по психолого-педагогическому образованию (5 декабря 2013 года) и педагогическому образованию (21 ноября 2013 года). Участники заседаний одобрили концепцию и отметили, что сформулированные в ней требования к подготовке кадров соответствуют как требованиям федерального государственного стандарта общего образования, так и положениям проекта профессионального стандарта педагога. Концепция одобрена на заседании Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ 10 декабря 2013 года. Комиссия рекомендовала региональным и местным общественным палатам и общественным советам при региональных органах управления образованием взять на себя функции по координации дальнейшего обсуждения и реализации основных идей и положений концепции.Концепция рассмотрена несколькими региональными органами управления образованием (Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Министерством образования Республики Башкортостан).
Комментарии