search
main
0

Хобби-клуб, или Как выжить преподавателю ссуза

Костомаровскую набережную, 29 я нашла не сразу, пришлось побродить в лабиринтах московских улиц. Спрятавшееся в глубине двора серое здание Государственного колледжа информационных технологий, судя по всему, немало повидало на своем веку. И действительно, как оказалось, в следующем году будут праздновать полувековой юбилей. За это время не раз менялась вывеска над входом: сначала радиовакуумный техникум, позже радиостроительный. А недавно его переименовали, и теперь это колледж, где готовят не только специалистов, знающих толк в радиоаппаратуре, но и программистов ЭВМ, экономистов и бухгалтеров и даже управленцев.

О том, что школьный учитель работает за мизерную зарплату, знают все – от министра до несмышленых дошколят. Но мало кто в курсе, что преподаватели московских техникумов и колледжей получают даже меньше своих школьных коллег. Причина проста: о школьных учителях заботится Лужков, преподаватели же ссузов относятся к федеральному бюджету, точно живут они не в огромном мегаполисе, а в деревне Петровеньки, и проблемы одного их самых дорогих городов мира обходят их стороной. В результате молодых преподавателей в колледжах найти так же трудно, как орхидеи в тундре. Большинство работающих здесь – пенсионеры…

Директор
Директор Станислав Дмитриевич Коробов принимает меня радушно, видно, особым вниманием прессы не избалован. Оказалось, директорствует он 21 год, причем пришел сюда не со стороны: в 59-м закончил этот же техникум, после армии решил поступать в Московский энергетический институт, в альма-матер вернулся преподавателем.
– Главная проблема – конечно же, кадровая, – сразу же признается мне Коробов. – Раньше ведь как формировался наш педколлектив: мы были отраслевым учебным заведением, и к нам приходили люди с предприятий, может, опыта педагогического им и не хватало, но практическим умениям они ребят обучали мастерски. Если у кого было искреннее желание работать в техникуме, то со временем они проходили курсы повышения квалификации, набирались опыта. А сейчас на такую смешную зарплату в Москве очень трудно найти специалистов, особенно молодых. Потому-то средний возраст наших сотрудников – 55 лет. Впрочем, у нас в коллективе работают двое совсем юных – Асель Анваровна Платонова преподает английский, Татьяна Николаевна Смирнова – географию. Чтобы как-то поддержать их, мы оплачиваем Асель Анваровне аспирантуру, Татьяне Николаевне – соискательство.
– А не боитесь, что вы их выучите, а они уйдут куда-нибудь на более денежную работу?
– Конечно, они люди свободные и никакими кабальными договорами мы их связать не можем. Кстати, у нас практически все наши сотрудники недавно прошли двухнедельный курс повышения квалификации по программе “Современные педтехнологии”, нескольких направили в Центр повышения квалификации при Московской финансовой академии. Плохо, что сейчас фактически оборвались отношения с предприятиями, они даже наших четверокурсников на практику брать не хотят, платите за это деньги, говорят, и тогда – пожалуйста. Что и говорить о стажировках для преподавателей, а им без производственного опыта учить молодежь ох как трудно. Нам же, чтобы полностью реализовать учебную программу, приходится приглашать по договору преподавателей вузов. Конечно, за час мы платим им не как своим – 14 рублей, а 100. Зато у нас работают такие знаменитости, как профессор Александр Кириллович Нарышкин из МЭИ, доцент Вячеслав Васильевич Солодухов из того же вуза… Кстати, 5-7 человек из 70 наших сотрудников – преподаватели вузов. Могу только похвастать – у нас практически нет текучки кадров, бывает, конечно, уходят, но, как правило, те, кто проработал всего год-два, а те, кто втянулся в педагогическую работу, остаются тут на всю жизнь. Так, учителю физкультуры Владимиру Александровичу Чеботареву уже 72 года, он замечательный педагог, продолжает работать и сейчас. Знаете, как любят его ребята. Впрочем, можете поговорить с нашими преподавателями сами.
На пенсию – не хочу!
Глядя на Людмилу Филипповну Первову, я никак не могла поверить, что она пенсионерка. Я попала к ней на занятия, которые шли в лаборатории электроизмерительных приборов, и была удивлена – в учебной группе только одна девочка, остальные – мальчишки.
– С ними легче, они все-таки сообразительные, менее обидчивые, и потом девочки редко становятся программистами, чаще работают простыми пользователями. В общем, мне с мальчиками интереснее.
И тут же достает фотографии:
– Мои выпускники приходят в колледж каждый год, не забывают своих учителей. А вообще главное для преподавателя колледжа или техникума – дать ребятам практические навыки. Этим они и отличаются от выпускников вузов. У нас 60 процентов всего учебного времени занимают лабораторные и практические работы. Я ведь тоже в институт поступала, когда за плечами у меня был наш техникум, благодаря этому в приборах лучше парней разбиралась.
– Я здесь с 1961 года – улыбается Людмила Филипповна. – 11 октября у меня сорокалетний юбилей. Начинала работать лаборанткой, потом заведовала этой же лабораторией. После окончания вуза стала преподавать. Пенсионерка я уже несколько лет, но дома сидеть не хочу и преподаю не ради денег, ведь как работающий песионер тысячи рублей я лишаюсь. Хочется чувствовать себя нужной, востребованной. И потом я люблю свою работу, привыкла к общению с ребятами, обидно только бывает за себя и за своих коллег. Разве это нормально, что “грязными” я получаю всего-навсего около двух с половиной тысяч рублей… Учителей школ поддерживает Лужков, у них есть методобъединения, встречи, конференции, а я вот искала техникумы родственного профиля, чтобы пообщаться с коллегами, и не смогла найти.

Я люблю свою профессию
Именно с этой фразы начался мой разговор с юной обаятельной блондинкой Татьяной Николаевной Смирновой. Ей всего 24, в 1999-м она закончила Московский педуниверситет имени Крупской, географический факультет, в колледже на первом и втором курсах преподает географию и основы экологических знаний.
– Честно скажу, в школу идти не хотелось. Тут намного интереснее сама система преподавания – зачеты, сессии, и потом ребята все-таки проходят до поступления предварительный отбор, и это дает определенный уровень. В колледже работаю уже третий год, пришла сюда сразу после института. Вначале было страшновато, ведь большинство наших студентов – мальчишки. А сейчас привыкла, появился опыт, и вообще ко мне уже относятся по-другому, с уважением…
– А зарплата вас не смущает? Ведь наверняка больше двух тысяч не получаете?
– Верно, угадали, – отвечает Татьяна, – но для меня деньги не самое главное – хотите верьте, хотите нет. Я с детства мечтала стать преподавателем, с шести лет. И потом, заработать ведь можно и другими путями, к примеру, репетиторством.
– Неужели это возможно с вашим предметом? – удивляюсь.
– Вполне, я готовлю абитуриентов, конечно, у меня немного учеников, но для меня деньги не самоцель.
Татьяна приглашает меня на урок к первокурсникам: в классе одни мальчишки, с благоговейным трепетом внимающие каждому слову Татьяны Николаевны. После уроков они мне признаются, что почти все в нее тайно влюблены.
– Знаете, как она интересно рассказывает, такого в учебниках не найдешь, а то ведь в некоторых школах бывает – учитель просто пересказывает то, что всем известно.
– Вы не замужем? – спрашиваю напоследок.
– Нет, и пока не собираюсь, – ошарашивает меня Татьяна Николаевна, – кстати, моему молодому человеку страшно не нравится, что я все свое свободное время провожу в читалках за книгами, готовлюсь к поступлению в аспирантуру…

Из инженеров – в педагоги
Следующая моя собеседница, Ирина Александровна Кумскова, преподает программирование. Причем оказалось, что раньше она работала ведущим инженером, была профессиональным программистом. В колледже работает всего четыре года.
– Ну, во-первых, неожиданно исполнилась моя детская мечта, меня родители когда-то отговорили поступать в педагогический. Кроме того, у меня двое детей, а для женщины работа в школе или в техникуме – единственный шанс уделить внимание семье и детям. И потом, я всегда могу подработать – набрать кому-нибудь дипломную или курсовую. Главное, я всегда себя чувствую здесь в тонусе, не могу позволить себе расслабиться, занимаюсь самообразованием. Даже если бы я работала в фирме, то, наверное, была бы знакома с меньшим количеством новых компьютерных программ, а, работая с ребятами, по-другому просто нельзя, иначе будешь для них неинтересной.
Правда, иногда ловлю себя на мысли – работа у меня и моих коллег нечто вроде хобби, те деньги, что мы приносим домой, просто смешные, а если учесть траты на проезд, то и вовсе остаются копейки. Обидно, что государство ничего не пытается сделать для педагогов, для людей, от которых зависит будущее нации. Знаете, у нас ведь есть вакансии программистов, но мне стыдно предлагать эту работу знакомым. Да и я бы, если бы муж не содержал семью, не смогла бы позволить себе работать преподавателем колледжа…
Несмотря на радушный прием, я уходила из колледжа с ощущением грусти – где гарантия, что молодые педагоги, которые сейчас здесь работают, через год-другой не уйдут на более высокооплачиваемую работу?! Нельзя требовать от людей невозможного…

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте