Дворец в Хмелите виден издалека, еще с дороги, ведущей из Вязьмы. Сначала его бело-голубые стены слегка проглядывают сквозь ветви деревьев, потом великолепный барочный памятник становится все ближе.
И вот наконец он весь перед глазами – широченный пандус, как бы готовый принять тебя в свои объятия, строгая красота колонн, многоцветие наличников – настоящее архитектурное чудо. И где? В смоленской глуши, куда и автобусы-то заходят лишь пару раз в день!
Хмелита – самая древнейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли.
В конце ХVIII – начале ХIХ века владельцем этого богатого смоленского имения был Алексей Грибоедов, московский барин, родной дядя великого драматурга. В то время в усадьбе кроме каменного господского дома с четырьмя флигелями были и огромный парк с многочисленными аллеями, цветниками, и конный завод, манеж.
В доме были богатая библиотека, картины, домашний театр, прекрасные учителя и гувернеры. На балы в хлебосольный дом собиралось избранное аристократическое общество. Проводивший летние месяцы в усадьбе своего дяди юный Саша Грибоедов мог наблюдать здесь, среди самых знатных фамилий России, будущих героев своей великой комедии – в Хмелиту с началом «летних сезонов» съезжались семьи Якушкиных, Шереметевых, Нахимовых, Лыкошиных, Озеровых, Уваровых, Радищевых, Станкевичей, Разумовских, Хомяковых, Татищевых – какие имена! Многие из них «вошли в комедию», обессмертившую весь род Грибоедовых. Так, одним из прототипов Фамусова литературоведы считают дядю поэта, прототипом Софьи – его сестру, в образе Скалозуба видны черты генерала Паскевича, а Чацкий, по мнению многих, это Иван Якушкин, будущий декабрист…
Хмелиту каким-то чудом обошли и гражданская, и Отечественная. Самый сильный удар был нанесен по усадьбе в 1954 году. Здесь размещались школа, колхозная контора и склад. На полу дворца сушилось липовое лыко. Однажды изрядно «принявшие на грудь» селяне на одном из праздников просто решили погреться и развели в усадьбе костер. Лыко вспыхнуло как порох. Дворец горел целую неделю. Над Хмелитой еще долго висел черный удушливый дым. Ну а потом колхозники стали разбирать стены на кирпич для домашних нужд…
В 1960-е на пепелище Хмелиты попадает Петр Дмитриевич Барановский – подвижник, архитектор и реставратор. Хмелита стала для него на склоне лет какой-то «лебединой песней». Тем более что и ученик у него достойный в Хмелите нашелся. Автомеханик одной из московских автобаз Виктор Кулаков познакомился с Барановским случайно. Ну а познакомившись, на всю жизнь заболел русской стариной. С этих пор и начинается вторая жизнь Хмелиты – древняя усадьба становится для Кулакова его призванием, делом всей жизни, первой и единственной любовью. Конечно, очень непросто дался первый реальный шаг – правительственное решение о создании в Хмелите историко-культурного и природного заповедника было принято только в сентябре 1990 года.
Все началось с возведения крыши над развалинами – для того чтобы здесь хоть что-то сохранилось. Потом был период борьбы с нашей бессмертной, всемогущей и всесильной бюрократией. Кулаков метался между Вязьмой, Смоленском и Москвой, что-то выбивая, подписывая, доказывая, убеждая, упрашивая.
Шли годы, и Хмелита потихоньку оживала. В середине 90-х здесь открывается музей. Первый и пока единственный в России музей Грибоедова. Сначала в отреставрированном доме хотели разместить дирекцию совхоза, деревенский клуб. Но подобный печальный опыт в истории Хмелиты уже был… Кулаков сжал волю в кулак и музей отстоял. Теперь здесь и Грибоедовские чтения проводятся, которые собирают литературоведов со всего мира, и грибоедовские праздники в июле, которые собирают не только население окрестных деревень, но и множество гостей из Москвы. Да и на отсутствие как организованных, так и неорганизованных туристов здесь пожаловаться не могут, хотя добираться в Хмелиту достаточно сложно.
В музее еще непочатый край работы. Сегодня музеефицирован лишь первый этаж дворца. На втором хозяйничают реставраторы – облицовываются изразцами печи, подбирается паркет. Еще предстоит привести в порядок парк, пруды, подобрать для новых залов мебель и вещи грибоедовской эпохи. Больно, до слез обидно, что деньги для реставрации Хмелиты выделяет благотворительное общество «Американские друзья русской усадьбы». Но что делать, если у вконец обнищавшей за последнее десятилетие страны нет денег на собственную культуру? Работы здесь еще очень много. Ведь сегодня Хмелита – это только центр огромного историко-культурного и природного заповедника, сравнимого по территории лишь с Соловками и Валаамом.
Как рассказала мне Галина Федоровна Симакина, заместитель директора по научной работе, его площадь составляет около 25 тысяч гектаров. В состав заповедника кроме исторических мест, связанных с именами адмирала Нахимова, известного славянофила Хомякова, семьи Шереметевых и других известных в истории России смолян, входят еще и археологические памятники и памятники природы. Все это та среда, вне которой вряд ли когда-нибудь состоялся бы великий русский драматург и поэт. Здесь сохранилось немногое. Но сохранилось. И тем дороже каждая реалия грибоедовских времен. Эти осколки ушедшего уже мира образуют ныне единое культурное пространство, несут на себе отблеск богатейшей усадебной культуры ХVIII-ХIХ веков. Все это еще предстоит восстановить и привести в порядок.
Анатолий СТЕПАНОВ
Вязьма, Смоленская область
Комментарии