Сегодня общество всерьез задумалось над проблемами физической культуры, здоровья нынешнего и будущего поколений людей, образа жизни, и как-то в тень ушел самый что ни на есть прозаический вопрос: что мы едим?
В центре образования N 1998 со сказочным названием “Лукоморье” питание продумано до мелочей, чтоб и вкусно, и сытно, и полезно. Такое действительно бывает только в сказке.
– 30 процентов “вклада” в формирование любого хронического заболевания связано именно с питанием, – говорит доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе “Лукоморья” Елена Сотникова. – А наша школа – специализированная для детей с хроническими заболеваниями. Здесь те, кто страдает астмой, болезнями легких, желудка. За три года нам удалось на 20% снизить численность группы с патологией желудочно-кишечного тракта. У школьников с язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки практически нет обострений.
– Четвертый год в школе действует готовая, апробированная программа, а вообще мы работаем над этой проблемой с 1992 года, – знакомит меня с идеей создания центра его директор Елена Котомина. – Сначала был просто детский сад “Лукоморье”, откуда, собственно, и название нашей школы. Начали с оздоровления дошкольников. Потом создали УВК “детский сад – начальная школа”. Здесь сложилась структура будущего центра образования. Мы поняли, что детей нужно не просто учить, а оздоравливать, прививать им навыки здорового образа жизни. В управлении образования, в префектуре Южного округа поняли, чем мы занимаемся, и в 1998 году отдали нам школу-новостройку в нашем же районе Братеево.
Специально разработанная именно для такой школы экспериментальная программа сочетает в себе образование и оздоровление. Формировалась она пять лет. В нее входят культура питания, сна, двигательной активности, дыхания, водных процедур, жилища и фитотерапия. В основе всего лежит идея оздоровления детей без медикаментозных средств. Лекарств они получили за свою жизнь достаточно, тем более что многие из них – хроники. Но… откуда у шестиклассника язва желудка?..
Родители десятиклассника Ивана не в силах были одни бороться с болезнью сына и специально купили в Братееве квартиру, чтобы перевести в 1998-ю школу. Школа была единственной спасительной соломинкой, за которую они ухватились. Прошли годы, и состоялось маленькое чудо: язвы зарубцевались.
Причины детской заболеваемости желудочно-кишечного тракта Елена Сотникова видит в эпидемиологической ситуации, которая сейчас зафиксирована в обществе. Она сопровождает ребенка от рождения. Как говорит Елена Николаевна, уровень хронических заболеваний среди детей за 11 школьных лет вырастает в 5 раз!
Потом – экологический прессинг, к которому мы не готовы чисто эволюционно, настолько быстро изменились внешние воздействия, экология дома, экология питания. Это, считает ученый, связано с появлением совершенно новых продуктов, которые не характерны для нашего образа жизни и для принятия которых многие ферменты в организме и детей, и взрослых не сформированы. Играет свою роль и введение большого количества консервантов, красителей: они далеко не всегда соответствуют гигиеническим требованиям.
– Почему у детей сейчас нарушена работа желчного пузыря? – задается вопросом Елена Сотникова. – В основном это следствие бесконтрольного и не всегда нужного использования антибиотиков и других лекарств. Обыкновенная простуда порой лечится антибиотиками и сульфаниламидными препаратами.
И все-таки мы показали, что ситуация небезнадежная и мы можем справиться с хронической патологией и избавить от нее ребенка. Мы представляем не лечебное учреждение, это обычная школа, но на фоне общего оздоровления получается и лечебный эффект – идет очистка организма, повышение его защитной функции.
Оздоровление основывается на фитопрепаратах, физиотерапии, специальных курсах ЛФК, массаже, фитованнах. Но основа – трехразовое экологически чистое, сбалансированное бесплатное питание – за счет комитета образования, который выделяет нужные суммы по составленному центром образования и утвержденному СЭС и НИИ питания школьному меню.
Во многих школах сосиски, сардельки, колбаса – самые “ходовые” продукты на переменах. В “Лукоморье” они напрочь исключены из рациона. Как объяснила Сотникова, проконтролировать качество этой продукции достаточно сложно. Если говорить о закусочных вариантах, то лучше вводить красную рыбу, сыр. Кета, скажем, или горбуша вписывается в то количество денег, которое выделяется на двухразовое питание. Это не более дорогой продукт, чем колбасные изделия, но для детей полезнее.
– У нас нет консервов. Исключены говядина и свинина – они заменены птицей и рыбой. В них есть ценный белок и фосфор, по энергетической ценности они ничуть не уступают говядине и свинине. Мясо кур не хранится долго, его привозят, и мы тут же его готовим. Используем только отечественных цельных кур, никаких окорочков у нас нет, – рассказывает доктор Сотникова. – Предпочтение отдается растительным продуктам, натуральным сокам. Фрукты – ежедневно и по два раза в день. Вводятся в рацион школьников и биологически активные добавки – витаминно-минеральный комплекс, минеральная вода и витаминизированные напитки, например сироп шиповника.
В школьной столовой вообще не используются дрожжи, хлеб необычный, даже булочки не делаются из дрожжевого теста. Как такое может быть?
– До революции московские булочные производили массу хлеба без дрожжей. Хлеб выпекался на разной заквасочной основе из растительных компонентов. Больше всего была распространена хмелевая закваска. Чем она хороша? Хлеб из нее не плесневеет, держится долго, даже когда сохнет, из него получаются прекрасные сухарики и гренки. Мы их постоянно делаем, выкладываем в огромное блюдо и выносим в фитобар. Детвора расхватывает их мгновенно. Мы очень благодарны Ногинскому хлебокомбинату, который производит такой удивительный хлеб, называется он “Богородский”. Хмель дает интересную вкусовую композицию и прекрасный лечебный эффект, потому что сам по себе содержит целый ряд смол, биологически активных веществ.
Обязательно и, надо сказать, с большим удовольствием дети пьют у нас фиточай, туда входят 26 трав. Ребята пьют его курсами. Месяц – одна группа, месяц – другая и так далее.
Нас устраивают результаты, которые мы имеем. При первом исследовании наших детей у 92 процентов были отклонения в иммунном статусе. После первого года таких детей осталось 35 процентов, а на конец 3-го года – 21 процент. Четверть школьников по результатам третьего года обучения-оздоровления сняты с диспансерного учета.
– В начальной школе был такой ученик – Слава, из-за сильнейшего дисбактериоза есть в школьной столовой он вообще не мог, – рассказывает директор Котомина. – Мама приносила ему еду в баночках. Все – по строгой диете. Через год ребенок совершенно спокойно ел вместе со всеми детьми и в седьмом классе, уже поправившись, ушел от нас в гимназию.
– Что можно порекомендовать другим школам и системе образования в целом, как наладить питание детей, чтобы улучшить состояние здоровья? – спросила я доктора Сотникову. Вот что она сказала:
– Тут первое, что нужно решить – а это придется решать на уровне правительства, руководства города, региона, – организовать хотя бы двухразовое питание в школе. Возможны различные варианты, но желательно, чтобы это была вкусная пища. И не “пилотная”, не по типу быстрой еды, а качественная, горячая. Дети должны знать, что такое хорошая пища. У нас подготовлена специальная программа, которая начинается с первого класса. Она называется “Здоровый образ жизни”. Мы рассказываем, какая пища полезна, в чем ее полезность, что и когда нужно принимать, что с чем сочетается, что – нет. Это школьники очень хорошо усваивают. Они могут с ходу сказать, чем “Фанта”, “Пепси-кола” и “Кока-кола” вредны для организма и почему их лучше не пить, чем можно заменить эти напитки. Мы учим детей также, как готовить пищу, как обрабатывать продукты питания, в какой посуде…
Сейчас мы в своем округе совместно с Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков разрабатываем новый ассортимент буфетной продукции, чтобы дети покупали не чипсы (Елена Николаевна при этих словах произнесла слово “извините”), а ту продукцию, которая давала бы им достаточное количество витаминов, кальция и других необходимых для организма минеральных веществ. Это в первую очередь молочные и кисломолочные продукты, в основном йогурты. Сейчас много таких продуктов.
…Была поначалу в “Лукоморье” не востребована гречневая каша. Тогда учителя и врачи сделали так. С первого сентября ввели во всех классах урок, где рассказывали о ее чудесах. Придумали целую детективную историю о том, как эта каша действует на организм человека и почему она такая удивительная… Сегодня школьники уплетают ее за обе щеки!
В школе своя определенная технология приготовления пищи. Супы делаются не на костных бульонах, а на мясных. Как сейчас доказано, именно в костной ткани скапливаются нежелательные для человеческого организма продукты распада и тяжелые металлы. А раз так, кость исключить! Весь жир с поверхности бульона безжалостно снимается. Масло при пассировании овощей, как правило, используется не растительное (при жарке в нем выделяются канцерогенные вещества), а топленое сливочное.
“Все, что у нас применяется, в той или иной степени могут использовать и другие учебные учреждения”, – утверждают две Елены – Сотникова и Котомина, женщины, досконально изучившие проблему здорового питания школьников.
– Условия, в которых учатся дети в школе “Лукоморье”, приближены к идеальным, а что же ждет школьников за ее стенами, как приспособлены они жить в реальных условиях? – спросила я.
– Они смогут спокойно переносить жесткую, неадаптированную пищу, – отвечает Елена Николаевна. – Они пойдут в армию, в вузы, на работу и будут справляться! Самое, на наш взгляд, важное, что у 800 ребят, которые учатся в нашей школе и воспитываются в детском саду центра “Лукоморье”, есть мотивация к здоровью, стремление к здоровому образу жизни.
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии