Первый президент новой демократической России Борис Ельцин в 1991 году в своем Указе №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» давал задание правительству: «Довести зарплату учителей до средней по промышленности». Прошло более 20 лет, а педагоги все еще ждут обещанного. Видимо, поэтому в мае 2012 года вышел новый Указ нового Президента РФ Владимира Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где снова правительству поручалось обеспечить «доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе». Однако уже в сентябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев признал, что ряд российских регионов отстают в исполнении этого указа. «Есть области, где зарплата учителей ниже 80 процентов от средних показателей», – сказал тогда Медведев на совещании с вице-премьерами. Премьер также выразил надежду, что к началу 2013 года ситуация в этих регионах изменится. В числе девяти отстающих регионов оказалась и Смоленщина. Как же обстоят дела с учительскими зарплатами в этом году? С этим вопросом мы обратились к трем смоленским специалистам-экспертам.
Владимир КАРНЮШИН, директор смоленской школы №17:- Были небольшие повышения зарплаты 1 сентября на 16% и 1 декабря на 14%. Но хитрость в том, что эти проценты считаются от минимальной ставки. И, например, когда говорят, что зарплата увеличилась на 16%, то в денежном выражении получается всего 586 рублей. Вот теперь увеличивается МРОТ, а значит, немного увеличится и зарплата учителей. Однако базовый оклад учителей значительно меньше средней зарплаты по региону. Например, даже у меня, как у директора, оклад 15000 рублей.Конечно, если брать общую заработную плату со всеми надбавками, то некоторые учителя приближаются к средней зарплате по региону. Но это со всеми доплатами, с возможностью для подработки, с дополнительными часами, с процентами.Если же говорить о базовом окладе учителя, то он в нашей школе 3663 руб. Затем идут надбавки: за высшее образование повышающий коэффициент – 1,5, за сложность и напряженность – 0,35, за опыт работы – 0,2, за работу в коррекционных классах – 0,2 и т. д. Все это тоже вычисляется от базового оклада. Вот молодой специалист, педагог-психолог, который только что пришел в школу, имеет оклад 5494,5 руб. Есть преподавательница, которая не имеет высшего образования, так как пришла к нам после педколледжа. Она имеет нагрузку больше 18 часов, и у нее оклад и зарплата с учетом всех надбавок 4761,9 руб. Учитель высшей категории и с большим опытом имеет оклад 8791,2 руб., а с учетом специфики работы, дополнительных часов, всех коэффициентов и надбавок – 22889,49 руб. И это наш потолок за большую нагрузку в 26-27 часов.Вообще, как рассчитывается зарплата сотрудникам школы, даже мне, директору школы, до конца неизвестно. Дело в том, что у нас в городе введена так называемая система централизованной бухгалтерии. В наших школах нет своих бухгалтеров, а есть некая общая чисто бюрократическая структура, которая распределяет выделяемые деньги. И зачастую я, директор, не всегда даже знаю сумму, выделяемую моей школе, не знаю, какой суммой могу располагать. Из-за этого директора школ оказываются в заложниках у бюрократии, потому что в таких условиях мы не можем ничего планировать. Хотя при этом с нас жестко спрашивают.Еще нам говорят, что зарплата зависит в том числе и от общего числа детей, обучающихся в школе. Я вижу, что ежегодно увеличивается количество детей в школе, но я не вижу увеличения зарплат учителей в этой связи.И я думаю, что необходимо увеличивать прежде всего базовый оклад. Кстати, и наш министр образования Ливанов считает неправильным повышать зарплату только за счет роста учительской нагрузки, а нужно, чтобы увеличивался размер оплаты за ставку учителя.Татьяна ХОМЯКОВА, преподаватель русского языка и литературы смоленской школы №8:- Можно сказать, что заработная плата учителей увеличивается потихоньку. И конечно, не так, как нам обещают, и уж совсем не так, как нам хотелось бы. Но все-таки она растет. Хотя цены-то тоже на все растут, и все эти незначительные повышения сегодня съедают инфляция и рост коммунальных платежей. Поэтому повышения и не чувствуется.Как известно, у преподавателей зарплаты зависят от ставки, от количества часов, которые они ведут, и от той категории, которую они имеют. Ставка у обычного учителя составляет 18 часов, у воспитателя – чуть больше. Ставка изначально очень маленькая, и прожить на нее невозможно. Поэтому учителя берут большую нагрузку. Еще существуют всякие надбавки, но они очень мизерные. Например, нам ежемесячно доплачивают по 150 рублей на приобретение необходимой методической литературы, около 800 рублей за проверку тетрадей.В результате в нашей школе у начинающего педагога оклад 7 тысяч рублей, а у преподавателя второй категории – 9700 рублей, первой категории – 10700 руб., высшей категории – 11300 руб. Это базовая ставка в 18 часов.А средняя зарплата по Смоленской области 18300 руб. Такую сумму имеют в месяц далеко не все учителя, а только высшей категории, и то с учетом всех дополнительных выплат. Не особо помогает нам и подушевое финансирование, так как оно влияет только на премиальный фонд.Александр ПТУШКИН, председатель Смоленской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:- Ситуация на Смоленщине с зарплатами педагогов половинчатая и двойственная. Есть некое чиновничье лукавство: мол, повышение будет не с января, а вообще в течение всего года.Да, в прошлом году зарплаты немного повышались дважды: в сентябре и в декабре. Поэтому у учителей и педагогических работников школ зарплата по статистике приближается к средней зарплате в нашем регионе. Но, как вы понимаете, статистика вещь хитрая…Средняя зарплата учителей складывается из нескольких показателей. Среди преподавателей сегодня много людей среднего и старшего возрастов. Они более опытны, и их труд оплачивается выше, так как есть доплаты за стаж, за категорию, за дополнительные часы и т. д. Поэтому некоторые возрастные педагоги выходят на зарплату в 18 тыс. рублей. При этом нужно отметить, что такие зарплаты достигаются только за счет немаленькой дополнительной нагрузки. Например, у одной моей знакомой преподавательницы нагрузка 35,5 часа, то есть почти две ставки, а зарабатывает она 18 тысяч. Разве это много для такого количества часов? А у молодых зарплата, как правило, около 10 тыс. рублей. Поэтому-то молодежь практически в школу на работу не идет.В детских садах зарплаты по-прежнему очень низкие – 7-10 тыс. руб. О повышении зарплаты на 50% работникам дошкольных учреждений идут только разговоры. Говорят, что нужно повысить и работникам дополнительного образования. Но это только слова и намерения, а как будет на практике, мы не знаем. В начальном и среднем профессиональном образовании было только одно повышение на 16% в сентябре и больше не планируется. Вообще вокруг зарплат педагогов много красивых разговоров, а реальных сдвигов пока маловато.Считаю, что нам нужно сделать единую общероссийскую базовую ставку, и тогда многие вопросы сами собой отпадут, так как автоматически зарплаты у всех категорий педагогов вырастут. Надо сделать эту ставку равной двум МРОТ, то есть 10410 руб. Такой должна быть ставка начинающего педагога, которая поможет привлечь молодежь в школу. Причем никто не мешает потом эту ставку индексировать на местах, чтобы учитывать специфику регионов. Мы же понимаем, что для Москвы, Тюмени или Нефтеюганска этого все равно будет мало. Пусть вводят у себя, как в советские времена, повышающие коэффициенты.Смоленск
Комментарии