Псковская область – дотационный регион РФ. Дотягивает ли зарплата псковских учителей до средней в промышленности? На этот вопрос ответили директора двух сельских и одной городской школы, а чтобы уравнять все шансы, мы выбрали один район – Великолукский.
Александр КРУГЛОВ, директор Борковской средней школы: – Уровень заработной платы в промышленности нашего региона – 14 с половиной тысяч рублей. У нас в педагогическом коллективе школы есть несколько человек, получающих в месяц выше этой цифры, но большинство, конечно, получают ниже. В среднем заработная плата повысилась, но незначительно, процента на 2-3. Нет учителей, у которых зарплата значительно повысилась бы за счет стимулирующей части фонда оплаты труда при введении новой системы оплаты труда. Причина в том, что в нашей школе очень мало детей. На сегодняшний день здесь учатся 62 ученика. При этом школа нашей деревне необходима, мы к тому же осуществляем подвоз детей в наше образовательное учреждение еще из трех деревень округи. А дать учителям значительную доплату из фонда оплаты труда невозможно, потому что коммунальные платежи постоянно увеличиваются, а денег в школе очень мало. Согласно подушевому финансированию в Псковской области принята норма для сельских школ 14 человек в классе. Естественно, что при таком количестве детей, как у нас, 14 человек в классы мы не набираем. Между тем в Законе «Об образовании» есть отдельный пункт, в котором прописано, что сельская школа должна финансироваться по потребности. В Псковской области это положение закона не выполняется. Существует региональное законодательство, в котором зафиксировано подушевое финансирование. Поэтому, сколько бы учитель малокомплектной школы уроков ни вел, какой бы разряд и стаж ни имел, он все равно не получит тех денег, которые получает его коллега в большой школе. Зинаида КАЗАКОВА, директор средней школы №5, г. Великие Луки: – У нас в школе 760 учеников, финансирование хорошее, поэтому средняя зарплата педагогов выше аналогичной зарплаты в промышленности по региону и составляет на данный момент 19 тысяч рублей. Но при этом средний уровень зарплаты фактически не изменился с прошлого года. Размер зарплаты сейчас зависит от многих факторов. И ключевую роль здесь играют нагрузка учителя, его квалификация и стаж работы. У нас есть учителя со стажем, которые при большой нагрузке получают до 25 тысяч рублей без учета стимулирующих надбавок. В то же время начинающий учитель со стажем работы два года, работающий на одну ставку, получает около 8 тысяч 300 рублей. Самая же большая зарплата в коллективе – 27 тысяч рублей. Учитель может получить стимулирующие надбавки за участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, за руководство методическими объединениями. Такие доплаты осуществляются каждый месяц учителям. Но их размер – 500-1000 рублей. Они не составляют значительной части зарплат. У нас складывается интересная картина: повышение зарплат в коллективе за последний год произошло, но при этом… зарплаты остались такими же! Как это объяснить? Дело в том, что есть учителя, у которых уменьшилась учебная нагрузка. И повышение зарплат просто математически скомпенсировало эту потерю. На данный момент у восьми педагогов зарплата изменилась в сторону увеличения, а у большинства, в том числе у тех, у кого уменьшилась нагрузка, осталась на прежнем уровне. Например, учитель физкультуры у нас сейчас получает самую большую зарплату, поскольку количество преподаваемых им часов увеличилось до трех часов в неделю. Для того чтобы зарплаты реально увеличивались, нужно поднимать уровень базовой ставки. И второй фактор: необходимо ликвидировать существующую зависимость зарплат от наполняемости классов. У нас в школе есть классы с «нужной» наполняемостью в 25 человек, и есть классы в 18-19 человек. Один и тот же педагог, даже с высочайшим уровнем квалификации, ведя уроки в разных классах, получает за это разные деньги. Бухгалтер рассчитывает, сколько стоит труд каждого учителя в каждом отдельно взятом классе. На мой взгляд, должно учитываться не количество учащихся, а нагрузка учителя, количество проведенных им часов. Сегодня в школах директора поставлены в трудное положение: мы не всегда можем дать учителю нужное количество часов. Зарплата не должна зависеть от разного количества классов в школе, разной их наполняемости из-за перемен демографической ситуации в стране и других обстоятельств, не имеющих отношения к трудозатратам учителя. Василий МЕФЕД, директор Пореченской средней школы: – Чтобы не понизилась зарплата, учителям школ Псковской области официальным образом выделяется доплата из областного бюджета. Размер доплаты рассчитывается индивидуально для каждого учителя. Если, скажем, он стал с сентября 2011 года получать меньше на 200-600 рублей, чем в конце прошлого учебного года, то именно на эту сумму ему идет доплата. Наши зарплаты уже несколько лет зависят от количества детей в школе, и снижение зарплат происходит именно по этой причине. У нас в школе средняя зарплата оказалась ниже, чем в экономике региона. Для таких школ из фонда экономии заработной платы с сентября по декабрь 2011 года добавили определенную сумму, чтобы средняя зарплата уравнялась со средней зарплатой в экономике. Мы получали эти деньги на свою школу и распределяли ее по учителям. Но с января 2012 года эта доплата убрана. В нашей школе 194 ребенка и 25 учителей, двое из этого числа педагогов в настоящий момент находятся в декретном отпуске. Чтобы экономить деньги, нам существенно сократили штатное расписание начиная с сентября 2011 года. Педагога-организатора теперь у нас в школе нет, социального педагога тоже, из административных ставок остались ставка директора и полторы ставки завуча. Раньше в школе было 5-6 ставок технического персонала, осталось 3 ставки, произошло сокращение в два раза. Фактически функции школьных психологов и социальных педагогов переложены сейчас на плечи завучей по воспитательной работе и классных руководителей. По моему наблюдению, средняя зарплата учителей не увеличилась. В течение трех последних лет она остается на одном уровне. А почему она все-таки догоняет среднюю в экономике? Дело в том, что количество учителей, работающих на одну ставку, в школах невелико. Подавляющая часть педагогов работают на полторы-две ставки. За счет количества часов получается неплохая заработная плата, сравнимая со средней в экономике. Только вот забывают, что в экономике четко устанавливается количество часов в дне работающего человека. Кладовщик, фрезеровщик работают на один оклад, а не полтора-два. Никто не встречал доярку, работающую на двух ставках. Оклад у нее один. Если пересчитать школьные зарплаты и вывести, сколько в реальности получали бы учителя, если бы работали на одну ставку, я думаю, средняя заработная плата будет ниже, чем в экономике. Поэтому такое сравнение кажется мне необъективным. Таким образом, и в относительно крупной, и в средней по наполняемости, и в малокомплектной школах Псковского региона основные проблемы в финансировании учительских зарплат связаны с таким фактором, как наполняемость классов. При этом если в более или менее крупных школах количество учеников влияет на зарплату конкретного учителя, то в малой сельской нехватка учащихся фактически не дает ни одному педагогу надежды на значительное повышение заработной платы в будущем. Возникает вопрос: зачем учителям такой закон об образовании, который можно не выполнять? Малокомплектные школы должны финансироваться по факту, а не по подушевому принципу. А хитрая математика при сравнении средних зарплат учителей со средними зарплатами в экономике, о которой рассказал директор Пореченской школы, – не положена ли она в основу расчетов и в других регионах РФ? N.B. Уважаемые читатели, напоминаем вам, что рубрика «Зарплата» в этом году стала еженедельной. Мы ждем ваших откликов по адресу rudenkosa@mail.ru, пишите нам, стали ли получать педагоги больше в вашем регионе. Великолукский район, Псковская область P.S. Как полагают эксперты Общероссийского профсоюза образования, проблема финансирования малокомплектных сельских школ напрямую связана с их правовым статусом, который на федеральном уровне не закреплен: в Законе РФ «Об образовании» нет определения малокомплектной школы. Некоторые регионы самостоятельно прописывают этот статус в своем законодательстве, причем единых критериев и подходов здесь нет. Так, в Красноярском крае малокомплектными признаются школы с числом обучающихся менее 275 человек, объем их финансирования зависит не от числа учеников, а от числа классов и классов-комплектов. В Пензенской области такой статус получают школы со средней наполняемостью классов до 7 человек, расположенные вне транспортной доступности для подвоза детей в ближайшие общеобразовательные учреждения. Норматив финансирования рассчитывается на класс-комплект. По закону Московской области к малокомплектным относятся начальные школы с числом обучающихся до 10 человек, основные – до 40, средние – до 100. Расходы на их финансирование, рассчитанные без применения нормативов, не зависят от числа учеников.В своих поправках к проекту нового закона «Об образовании в РФ» профсоюз предлагал установить общие критерии для малокомплектных школ, однако последняя версия законопроекта все-таки предоставляет решать этот вопрос самим регионам.
Комментарии