Честно говоря, муж с большим трудом уговорил меня сходить в кинотеатр, чтобы посмотреть новый немецкий кинофильм «Der Untergang», что дословно переводится как закат, заход, гибель, крушение, падение, упадок, но у нас его иногда называют «Крах». Этот фильм уже не первый день идет в кинотеатрах Берлина, и по отдельным, очень противоречивым комментариям я знала, что это фильм о последних днях войны, да к тому же идет он 155 минут, то есть вместе с рекламой более трех часов. Трудно было поверить, что спустя почти 60 лет после окончания Второй мировой войны можно рассказать о ней что-то новое, показать неизвестные стороны.
Неожиданно для меня зал оказался полон зрителей, причем много было немецкой молодежи, которая вела себя очень сдержанно, адекватно реагировала на все острые моменты. В конце кто-то в зале даже зааплодировал в знак того, что фильм понравился (это практикуется в немецких кинотеатрах), но быстро прекратил, поняв двузначность восторга, когда показан полный крах Германии.
Фильм начинается и заканчивается фрагментами интервью с Траудль Юнге, которая была самой молодой из трех секретарей Гитлера и умерла совсем недавно, в 2002 году. В январе 1945 года вместе со штабом фюрера Юнге переехала в бункер рейхсканцелярии (Имперской канцелярии). Утром 29 апреля 1945 года именно ей Гитлер продиктовал свое политическое завещание и последнюю волю.
Перед началом фильма голос Траудль Юнге звучит за темным экраном и заканчивает она словами: «И все же мне очень трудно себе простить». Она, молодая красивая девушка, – одна из главных героинь фильма. И заканчивается фильм документальной съемкой, когда восьмидесятилетняя Траудль Юнге сидит на диване в своей квартире в Мюнхене и рассказывает о том, как она долгое время оправдывала себя тем, что по молодости мало понимала, не осознавала всего масштаба происходившего, но однажды вдруг поняла: «Я могла все знать».
Сценарий написан на основании фундаментальной работы о Гитлере Йоахима Феста и личных воспоминаний Траудль Юнге. Создатели фильма старались воздерживаться от собственной интерпретации, старались быть объективными. Об этом говорит уже тот факт, что там однозначно показано, что благодаря наступлению советских войск пришел конец фашизму и национал-шовинизму, конец главным героям фильма. Я уже не раз сталкивалась с тем, что в современных западных произведениях искусства редко называется истинный победитель в той войне, там стараются всеми силами переписать историю на новый лад.
Действие фильма разворачивается в центре Берлина, в рейхсканцелярии и бункере Гитлера за несколько дней до его самоубийства, 30 апреля 1945 года. Это конец Третьего рейха. В Берлине идут ожесточенные бои, кругом смерть, кровь, рушатся дома, царит полный хаос и ужас среди населения. Внутри бункера немногим лучше. Фильм показывает не просто самоубийство Гитлера и ряда его ближайших соратников, а весь ужас и безысходность того положения, в которое они сами же себя загнали.
Гитлер впервые показан не традиционно, как символ и олицетворение содеянного им зла, а как человек со всеми его сильными и слабыми чертами характера, для которого неминуемо приближается час расплаты за преступления. Временами он просто жалок и ничтожен. Я думаю, что ни один нормальный человек, посмотрев этот фильм, не захочет оказаться на его месте, не захочет повторить его путь, увидеть наяву все то, к чему в конечном счете привел национал-шовинизм не только весь мир, но и всю нацистскую руководящую верхушку.
Много критики звучит в адрес этого фильма за то, что его главные герои показаны живыми людьми с их особенностями и недостатками, образы которых воссозданы по описаниям последних оставшихся в живых участников тех событий. Впервые Гитлер показан человеком. Он целует Эву Браун, хорошо относится к своей секретарше и верной овчарке Блонди, обедает вместе с другими, у него дрожат губы, и на глазах появляются слезы от сознания неминуемой гибели, его душат приступы истерики, перемежающиеся с рыданиями и вспышками ярости. Все это некоторые критики сводят к тому, что Гитлер показан «хорошеньким», а следовательно, фильм носит пропагандистский характер и играет на руку нацистам. С другой стороны, критики опасаются, что этот фильм открыл новый этап, когда начнет уходить в прошлое самый темный период истории Германии, который до сих пор сильно довлеет над настоящим, не снимая с новых поколений немцев чувства вины за преступления прошлого.
В фильме «Der Untergang» очень много крови, страданий, жутких эпизодов, при виде которых хочется закрыть глаза, типа той сцены, где Пауль Геббельс с женой, прежде чем покончить жизнь самоубийством, собственноручно убивают шестерых своих детей. Но несмотря на весь ужас, не замечаешь, как пролетают эти три часа в кинотеатре.
А когда мы с мужем возвращались домой, то невольно задержались около утопающего в зелени небольшого здания детского садика в центре Берлина. Это то самое место, где стояла рейхсканцелярия. Говорят, что в нескольких метрах, под спортивной площадкой, где все время играют дети, находятся остатки бункера…
Домой я шла с единственным желанием, чтобы этот фильм целиком показали в российских кинотеатрах, чтобы наш зритель посмотрел его своими глазами и дал ему свою собственную оценку.
Комментарии