В лицее №1 города Цимлянска, имеющем химико-информационный профиль, в этом году первый раз работала летняя школа для ребят, увлеченных изучением химической науки. Замечательную идею летней школы, где дети и отдыхают, и учатся, подарил конкурс «Учитель года России-2008». Лауреат московского конкурса Владимир Нодарович Головнер уже много лет организует такую работу на федеральном уровне.
На подготовительном этапе (апрель-май) была проведена диагностическая работа, определено количество желающих принимать участие в работе летней школы. Ребята узнали программу работы, расписание занятий и мероприятий на период с 1 по 26 июня 2009 года.
Готовность посещать школу летом высказали дети разных возрастных групп, и у нас получились классы: 8-й, 9-й, 10-й. И еще… 6-й! Химия изучается с 8-го класса, но мы решили учесть желание ребят и их родителей и создали группу пропедевтики. И не ошиблись. Ребята занимались с удовольствием, не пропустили ни одного урока.
Общая система работы была основана на проектной технологии. Единая тема для всей школы в этом году – «Растворы». Эпиграфом каждого проекта выступала цитата Александра Евгеньевича Ферсмана: «Вся химическая жизнь земной поверхности протекала в среде водных растворов, и многообразны были пути, которыми вода изменяла не только лик Земли, но и ее состав». Но проекты по содержанию, по сложности, конечно, были разные. Так, ребята группы пропедевтики учились готовить растворы, что предполагает знакомство с весами, мерной посудой. Создавая проект «Висячие сады Семирамиды», они занимались гидропоникой, научились готовить питательные растворы с заданной концентрацией веществ. Приведу пример организации деятельности ребят на основе данной темы.
Информационная карта по проекту «Висячие сады Семирамиды» для учащихся 6-7-х классов (пропедевтика)
Историческая справка. До нашего времени не сохранилось одно из семи чудес света (как, впрочем, и остальные, кроме пирамид) – висячие сады, построенные Навуходоносором для своей жены Семирамиды. Эти цветущие сады были чудом не только потому, что находились в раскаленной пустыне и поражали своими размерами. По очень немногочисленным свидетельствам очевидцев, дошедшим до нашего времени, можно сделать заключение, что для содержания растений использовались, выражаясь современным языком, примитивные гидропонные системы активного типа. В качестве субстрата применялась смесь земли и камней. Рецепт приготовления питательного раствора для растений, к сожалению, не сохранился.
План работы по проекту (составляется совместно с детьми в ходе обсуждения):
Используя ресурсы сети «Интернет», найдите информацию о питательных растворах для выращивания растений методом гидропоники.
Приготовьте раствор.
Сделайте макет «висячих садов» и залейте раствор.
Подберите растения, которые можно выращивать методом гидропоники, и поместите их в раствор.
Подготовьте отчет о своей работе в виде буклета или электронной презентации.
Ход работы.
Выбрали методику приготовления раствора по Эллису (http://gidroponika.com), опираясь на рекомендации по выращиванию гидропонных культур и наличие реактивов в школьной химической лаборатории.
Приготовление питательного раствора (грамм на 1 литр воды):
Оформление макета «садов»: стеклянные банки расписали при помощи витражных красок в стиле древнего Вавилона; подготовили лотки для установки емкостей с питательными растворами; залили растворы в емкости.
Подобрали растения (бальзамин, ципирус, традисканция, сенполия, фиалка). Установили растения в емкостях при помощи пенопласта.
Оформили буклет с фотоотчетом.
Чему научились и что узнали.
Узнали правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Узнали, что такое концентрация раствора.
Узнали, что такое массовая доля вещества в растворе.
Узнали, что называют растворителем и что называют растворенным веществом.
Научились взвешивать вещества на лабораторных и электронных весах.
Узнали, что такое гидропоника.
Ознакомились с новыми химическими сайтами в Интернете, на которых нашли много интересного.
Узнали кое-что новое из истории Древнего Вавилона.
Научились рисовать в стиле Древнего Вавилона.
Группа старших ребят работала над анализом природной воды (Цимлянского водохранилища), осваивая метод титрования растворов. В ходе работы ребята укомплектовали набор реактивов и лабораторных принадлежностей для проведения анализа природных вод в полевых условиях.
Летом ценное химическое сырье – растения. Поэтому диапазон деятельности достаточно широк. В процессе работы над проектом по созданию парфюмерной композиции ребята научились методом дистилляции выделять эфирные масла из цветов, а при изучении вопроса о кислотности растворов использовали индикаторы, которые самостоятельно получили из растительного сырья. Методики для организации деятельности по перечисленным направлениям можно найти в журналах «Химия в школе» и «Химия для школьников».
Режим дня у нас был такой. В девять часов утра – завтрак (бесплатный для всех учеников). Потом инструктаж по технике безопасности и работа в химической лаборатории над проектами под руководством учителя химии. Затем ребята садились к компьютерам для обработки и оформления полученных результатов. В середине дня бежали на обед. После обеда мы отдыхали – посещали городской пляж, катались на парусной яхте, занимались съемкой театральной пьесы с химическими спецэффектами.
Химический театр – это явление особое. Такую постановку на сцену выносить нельзя, потому как дым и огонь слишком опасны в зале с большим количеством зрителей. В химической лаборатории эффектный опыт можно поставить с соблюдением всех норм техники безопасности и снять его на видео. Кстати, видеокамеру нам тоже подарил конкурс «Учитель года России-2008». И теперь наши актеры проводят эксперименты, операторы снимают видеосюжеты и монтируют фильм! У нас свой режиссер-постановщик, декораторы, художники. Только директор фильма взрослый – учитель химии.
Четыре недели пролетели очень быстро. Каждый день дарил новые яркие впечатления, новые навыки работы, новые знания. Каждая группа в течение недели работала над одним проектом, а в итоге ребята отвечали на вопросы: «Чему мы научились? Что мы узнали?». Вот, к примеру, что написали шестиклассники, когда полностью завершили работу над проектом «Эфирные масла»: «Узнали правила техники безопасности при работе со спиртовкой и при работе со стеклом. Научились собирать химическую установку для дистилляции. Научились получать эфирные масла из цветов и хвои».
Но самое главное, ребята узнали, что химия – это увлекательная наука, помогающая познать окружающий нас мир. Для себя я тоже сделала важный вывод: летняя школа – это ценнейший образовательный ресурс, который способствует достижению важнейшего результата: дети с радостью спешат в школу.
Елена НЕЧИТАЙЛОВА, лауреат конкурса «Учитель года России-2008», учитель химии лицея №1, Цимлянск, Ростовская область
Приложение
Сценарий спектакля «Философский камень» для школьного химического театра
Действие первое
Действующие лица: ученики – Инна, Егор, Иван, Миша.
Класс. Инна сидит за лабораторным столом, проводит химический эксперимент. На столе химическое оборудование: прибор для получения водорода, штатив, пробирка с оксидом меди (II). Инна получает водород и пропускает его над оксидом меди (II), нагревая оксид в пламени спиртовки.
В класс входят одноклассники.
Егор: Инна, привет!
Иван: Что сидишь над своими пробирками после уроков? Пошли пройдемся.
Миша: Весна за окном, а ты в классе сохнешь. Наверное, философский камень ищешь?
Инна: Ничего вы не понимаете! Вам бы только слоняться без дела… Не мешайте.
Миша (иронично): Не мешайте человеку тратить жизнь зря.
Иван: Ладно, ребята, пошли. Ее не переубедить. Может, и правда эликсир молодости откроет…
Уходят со смехом. Инна смотрит им вслед и снова принимается за работу.
Действие второе
Действующие лица: Инна, Николас Фламел (алхимик).
Инна проводит опыт «Самовозгорающаяся жидкость».
Оборудование: фарфоровая чашечка с мелко измельченным перманганатом калия, глицерин.
Глицерин набирают в трубку и выливают в чашечку с перманганатом калия. Появляются дым и пламя.
Из дыма выходит алхимик.
Инна: Николас Фламел!
Николас: Да, мудрейшая из мудрейших!
Инна: Я просто школьница.
Николас: Ты много постигла в науке о веществах. И только ты достойна обладать тем, к чему веками стремились люди.
Протягивает Инне камень.
Инна: Философский камень!!!
Николас: Ты угадала. Возьми. Он твой. Но помни, что камень может исполнить только три твоих желания. Он может превратить любой металл в золото, и ты станешь богаче Билла Гейтса. Он может подарить тебе вечную молодость и красоту. Николь Кидман позавидует тебе. Он может все, что пожелаешь. Но помни! Три желания! Только три.
Инна: Да, я хочу быть всегда молодой и красивой, но с этим пока можно не спешить, я ведь и так еще молода. И богатой хочу стать. Но у меня же есть три шанса. Значит, один шанс я могу потратить на свое самое безрассудное желание. А потом попрошу богатство и красоту. Итак, хочу попасть в средневековую лабораторию алхимика!
Гремит гром. Гаснет свет.
(Полностью сценарий спектакля «Философский камень» читайте на сайте www.ug.ru в качестве электронного приложения к «Методической кухне».)
Комментарии