В его детстве было много волшебства – самого настоящего, химического! Мальчику нравилось смешивать разные порошки и растворы, которые удавалось найти дома, и смотреть, что из этого получится. Алеша даже завел в своей комнате опытную лабораторию и с удовольствием проводил в ней опыты. Мама много лет проработала в областной стоматологической поликлинике, отец, пока позволяло здоровье, делал для людей очки, так что дома были и белые халаты, и разные интересные растворы с препаратами, которые рано или поздно оказывались в лаборатории юного химика. Вот так, опытным путем, сложная наука химия пришла в жизнь Алексея Анатольевича Корчевского, победителя регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020 Курской области, учителя химии школы №42 имени Б.Г.Шуклина города Курска.
Спасибо учителю!
К восьмому классу, когда началось изучение предмета в школе, Алексей уже самостоятельно прочитал учебник по новому, неизвестному предмету. Книги получали в начале лета, так что времени было предостаточно. Говорит, что ту первую книгу по химии читал, как художественную литературу, так много было в ней интересных фактов и занимательных рассказов! Например, ему очень понравилась легенда о соли, он узнал, что такое атомы и как из них составляются целые цепочки. Все казалось чудесным и необычным.
Но настоящее волшебство началось, когда к ним в класс пришла учительница химии Эльза Алексеевна Кожанова – замечательный человек, прекрасный учитель. В этом году ей присвоено звание «Народный учитель Российской Федерации», по словам Алексея Корчевского, в Курской области ее абсолютно справедливо считают легендарной личностью и легендарным педагогом.
– Огромную роль в моем становлении и понимании химии сыграла именно она. Это учитель от Бога! Лучший учитель, которого я когда-либо встречал в своей жизни! Пройдя ее школу, было сложно остаться равнодушным к науке химии, и мне очень повезло, что именно Эльза Алексеевна преподавала этот предмет, – признается Алексей Анатольевич.
В ответе на мой вопрос, чем запомнились уроки педагога, Корчевский особенно выделяет два момента – ее учительскую и человеческую харизму и умение объяснять:
– Это сразу покоряет тебя!
Так уж сложилось, что для многих химия – трудный предмет. Но когда педагог объясняет материал не так, как изложено в большинстве книг – сухим непонятным языком, а когда все строится на взаимосвязи химии и жизни, когда сложные вещи объясняются понятными словами и когда все это сопровождается юмором, то на уроках химии получается особенная и очень привлекательная атмосфера!
– К тому же у нас было много практических и лабораторных работ, то есть все это еще и подкреплялось экспериментально. А все дети любят делать опыты! Независимо от того, знают они химию или нет. Сочетание всего этого позволило мне, и не только мне, но и тому большому числу людей, которые прошли через школу Эльзы Алексеевны, полюбить химию, – говорит Корчевский.
Алексей Анатольевич вспоминает, как в 2018 году отмечали столетний юбилей его родного лицея №6 города Курска, торжества проходили в здании областного драматического театра. Собрался полный зал учеников, педагогов и сотрудников лицея, и тут попросили встать врачей, которых воспитала Эльза Алексеевна. Поднялось больше половины зала!
После окончания лицея Корчевский вернулся туда же лаборантом-химиком и параллельно учился в Курском госуниверситете. Для него началась уже не учеба, а работа под руководством Эльзы Алексеевны Кожановой, и, конечно, он снова слушал ее советы, только уже как от коллеги-наставника. Говорит, что именно у нее научился многому в плане постановки эксперимента и организации кабинета:
– Мне это дало хороший импульс. И многие вещи сейчас у себя на уроках я тоже делаю, как она, это происходит даже на бессознательном уровне, но потом, когда анализируешь, понимаешь, откуда все начинается. Концептуальное построение предмета – от нее, и систематизация материала тоже. Можно просто находиться рядом с этим учителем, даже ничего не спрашивая, а спустя годы ты вспоминаешь все это и понимаешь, что давно используешь.
В школе и вузе
Первые уроки Корчевского во время педагогической практики тоже прошли в родном шестом лицее. Учителя удивлялись. Ведь пока он учился, мало кто мог представить, что из этого не слишком усидчивого паренька получится коллега, да еще по такому непростому предмету. Сегодня Алексей Анатольевич просит передать слова благодарности всем своим учителям, которые воспитывали и учили его! И помогали во время первой практики – она ему очень запомнилась, а с детьми все настолько хорошо сложилось, что тогда-то и возникла первая мысль про будущую учительскую профессию. Поэтому в 2007 году устроился работать в школу №8 – там как раз появилась вакансия учителя химии. Одновременно учился в магистратуре, куда поступил после пятого курса, получив специальность учителя химии и биологии.
На вопрос, что обрадовало, а что огорчило молодого учителя в первый год работы, отвечает, что дети, причем в обоих случаях. Они и радовали, и огорчали, но хорошего было больше, оно и запомнилось. Осваиваться было нелегко, хорошо, что помогали коллеги – заместитель директора школы №8 по учебной работе Ирина Владимировна Лоос и классные руководители, которые рассказывали о детях в классах, советовали, как себя вести. В одиночку молодому учителю не справиться, считает Алексей Анатольевич: очень тяжело – надо и документацией заниматься, и уроками, и детьми. Сейчас, годы спустя, когда к ним в школу приходят молодые учителя, он старается им помогать, чтобы не чувствовали себя одинокими в новом коллективе. Ведь для начинающего учителя главное – пережить первый год: если не уйдет за это время, значит, скорее всего, останется в школе, и потом уже будет легче. Во всяком случае так было у него.
Может, поэтому в 2009 году он уже решил пойти дальше и попробовать себя в науке, начал писать диссертацию и в 2011 году перешел работать преподавателем в Юго-Западный государственный университет города Курска. Там задержался на четыре, как сам говорит, замечательных года. Встретил свою судьбу, женился, родилась дочка. Подал заявку на грант для молодых ученых от Российского фонда фундаментальных исследований. Его проект поддержали, и в течение двух лет шло финансирование. Что оказалось очень кстати, потому что зарплата молодого преподавателя составляла 8000 рублей, а супруга была в декрете. Хватался за любую подработку, но в итоге после очередных реформ и оптимизаций вуза в 2015‑м снова вернулся в школу учителем химии. Это оказалась школа №42 имени Бориса Григорьевича Шуклина – героического участника Великой Отечественной войны, уроженца города Курска, ставшего после войны врачом-хирургом и долгое время работавшего главным хирургом Курской области. Он часто приходил в 42‑ю школу и был ее наставником, а в 2019 году учреждению присвоили его имя.
Еще одной замечательной инициативой, призванной поддержать традиции и значимость этого события, стало открытие в школе профильного химико-биологического класса, выпускники которого смогут так же, как и Борис Шуклин, посвящать свою жизнь медицине и защите здоровья земляков. В этом году состоялся уже третий набор в химбио, и это, считает Алексей Корчевский, большая удача и большое достижение для всей школы.
– Огромную роль в том, чтобы школе присвоили имя Бориса Григорьевича Шуклина, – рассказывает Алексей Анатольевич, – сыграла директор школы Наталия Алексеевна Ковтонюк. И она же приложила большие усилия для создания химико-биологического класса. Я очень счастлив и горжусь, что имею отношение к этому проекту! В этом году выпустились наши первые птенцы! Сдали экзамены, поступили в вузы, в том числе в Курский государственный медицинский университет. Основной костяк ребят, которые учились в первом химбио, поступили на бюджет на лечебное дело, на педиатрию. И мне очень приятно, что в моей работе есть духовный смысл. Я не просто прихожу на уроки, а делаю это зачем-то. Быть продолжателем таких традиций – очень большая честь, ответственность, и это здорово!
Шахматы, стихи, проекты
Кроме основной нагрузки – уроков химии – у Корчевского есть еще несколько направлений, которыми он с удовольствием занимается с детьми в урочное и внеурочное время. Первое – это создание и защита индивидуальных учебных проектов, которые появились в школьной программе в рамках ФГОС нового поколения. Работа творческая и одновременно обязательная – свои проекты ученики защищают в девятом и одиннадцатом классах, это входит в аттестацию. По словам Алексея Анатольевича, смысл такой работы в том, чтобы приобщить детей к проектно-исследовательской деятельности, заложить ее основы, и это «очень неплохое начинание». Он занимается проектами по химии и ее связи с окружающим миром. Например, ребята делают индикаторы из различных растений и исследуют их. Изучают лекарственные средства, определяют содержание кальция в таблетках или изучают цинк и даже собирают батарейки из подручных средств. Из монетки, уксусной кислоты и фольги можно собрать маленькую батарейку по типу пальчиковой и проверить ее разность потенциалов.
– Главное, – говорит учитель, – дать детям понимание, что такое проектная и исследовательская работа, чем они отличаются, чтобы ребята имели представление, как строится эксперимент и как подавать его результаты на защите. Это очень полезно, потому что развивает у детей множество хороших качеств: умение искать информацию, перерабатывать ее, интерпретировать результаты, отвечать на вопросы на защите, а также преодолевать волнение, ориентироваться в ситуации, уметь донести свою мысль.
Еще одно увлечение Корчевского, которому он уделяет время и дома, и в школе, – шахматы. Эта игра дисциплинирует, учит думать и просчитывать ситуацию на ходы вперед. Его самого игре научил отец. Дальше Алексей изучал шахматы самостоятельно, неоднократно участвовал в различных турнирах, но в последнее время играет нечасто – в семье подрастают уже две дочки, да и в школе много работы, тем не менее он ведет кружок по шахматам, в котором обучаются дети с первого по четвертый класс.
Отвечая на вопрос, что нравится в современной школе, а что не очень, Корчевский сначала говорит о хорошем. Уроки проходят атмосферно, и он старается увлечь ребят фактами из литературы, истории, географии, показать, как они связаны с химией. Очень благодарен ученикам за то, что, несмотря на трудность предмета, они относятся с пониманием, не ропщут на «домашки» и достаточно высокие требования. Еще нравится творческая составляющая работы, потому что постоянно нужно что-то придумывать (например, авторские задачи для эффективной подготовки учеников к ЕГЭ).
А не нравится то, что школы с каждым годом все больше обвиняют со всех сторон, по разным причинам и часто необъективно. Это никак не способствует повышению авторитета учителей и образования в целом. Так же как и низкая заработная плата педагогов. Ситуацию давно пора менять, ведь в наше время зарплата – это еще и показатель престижа профессии. Достаточно лишь сравнить этот показатель в профессии депутата с профессией учителя, и сразу ясно, кто для государства важнее.
Не поддаваться грустным мыслям помогает творчество – Алексей Анатольевич пишет стихи. Дважды становился победителем городского поэтического конкурса, дальше решил отказаться от конкурентной борьбы, потому что главным в поэзии считает другое:
– Стремление преобразовывать мир – это врожденное качество человека. Формы преобразования могут быть разными: одни рисуют картины, другие сочиняют музыку или стихи. Это свобода творчества, и мне нравится творить – как на уроках химии, так и в поэзии. Это как свобода полета: ты пишешь как хочешь, и сам процесс приносит удовольствие. Это здорово!
Татьяна МАСЛИКОВА, Курская область
Комментарии