Уже в нескольких выпусках нашей газеты мы знакомили читателей с наглядными пособиями, выпускаемыми издательством. Сегодня мы представляем наглядные пособия по химии, созданные авторами учебников «Дрофы» и сотрудниками ИМСО РАО.
Рассказывает составитель пособий, кандидат педагогических наук учитель химии Анна Викторовна Яшукова:
Прежде всего хочу сказать, что это яркие, большого формата таблицы, подобранные с учетом наиболее значимого для понимания химии материала. Особенностью этих пособий является то, что вся информация, представленная в них, разделена на выделенные графически (определенным цветом или другими способами оформления) блоки, соответствующие структурным особенностям рассматриваемого материала. Такое построение таблиц дает учителю возможность:
показать логические связи, существующие в изучаемой теме;
организовать работу на уроке как по изучению структуры определенного вопроса, так и по конкретным сведениям, содержащимся в каждом блоке материала;
сформировать у учащихся как предметные, так и надпредметные приемы познавательной деятельности;
облегчить учащимся восприятие и запоминание большого по объему теоретического материала.
Наглядные пособия могут быть использованы на разных этапах урока: при рассмотрении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении знаний.
Наличие наглядных пособий по основным теоретическим темам курса химии, содержащих большое количество определений, правил, алгоритмов, позволяет использовать на уроке не одно пособие, а их систему. Причем одно из них может использоваться для изучения нового материала, а другие – для актуализации знаний учащихся, реализации внутрипредметных связей.
8 класс
Рассмотрим возможности использования наглядных пособий для закрепления знаний о классификации химических реакций по «числу и составу исходных веществ и продуктов реакции». (Даны методические рекомендации для проведения урока по программе и учебнику О.С.Габриеляна. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.)
В начале урока проводим беседу, предлагая учащимся использовать схему-таблицу «Типы химических реакций» как опорный конспект.
1. Что такое химические реакции?
2. По каким признакам можно классифицировать химические реакции? (Можно дополнительно использовать схему-таблицу «Классификация химических реакций».)
3. На какие типы можно классифицировать химические реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции»?
Для рассмотрения реакций соединения и разложения организуем работу в парах. Один учащийся каждой пары выполняет задания о реакциях соединения (задания 1-3), другой – о реакциях разложения (задания 4-6).
Задание 1. Сформулируйте определение понятия «реакции соединения».
Задание 2. Даны схемы химических реакций:
а) СаСО3 CaO + СO2;
б) CO + O2 CO2;
в) PbO2 + C CO2 + Pb;
г) Fe + Cl2 FeCl3;
д) Fe(OH)3 + H2SO4
Fe2(SO4)3 + H2О;
е) H2O + NO2 + O2 HNO3.
Выберите схемы реакций соединения. Ответ объясните. Расставьте коэффициенты в выбранных схемах реакций.
Задание 3. Запишите два уравнения реакций соединения.
Задание 4. Сформулируйте определение понятия «реакции разложения».
Задание 5. Даны схемы химических реакций:
а) HNO3 H2O + NO2 + O2;
б) NO + O2 NO2;
в) CuCl2 + Al AlCl3 + Cu;
г) Cu(NO3)2 CuO + NO2 + O2;
д) Fe(OH)3 + HCl FeCl3 + H2О;
е) AgBr Ag + Br2.
Выберите схемы реакций разложения. Ответ объясните. Расставьте коэффициенты в выбранных схемах реакций.
Задание 6. Запишите два уравнения реакций разложения.
Обращаем внимание учащихся на то, что при выполнении заданий они могут обращаться к схеме-таблице «Типы химических реакций». Например, при выполнении заданий 1 и 4 можно использовать графическую схему реакций определенного типа, представленную в каждом блоке схемы-таблицы. Эта же графическая схема будет полезна и для самопроверки заданий 2 и 5. Для этого необходимо: 1) мысленно расположить формулы веществ, участвующих в реакции, в прямоугольники, составляющие графическую схему; 2) установить соответствие числа и состава исходных веществ и продуктов реакции, указанных в схеме и в рассматриваемой реакции. Примеры схем химических реакций, записанные в наглядном пособии с использованием общих формул основных классов неорганических соединений, помогут выполнить задания 3 и 6.
Учащимся, которые испытывают трудности в расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций, можно рекомендовать использовать схему-таблицу «Составление химических уравнений».
Учащиеся обсуждают решение заданий в парах. Затем вызываем к доске 2-3 человек, которые записывают уравнения реакций (задания 3 и 6). В это время фронтально проверяем выполнение заданий 2 и 5.
Важно добиться того, чтобы учащиеся, комментируя выполнение задания 2, использовали названия исходных веществ и продуктов реакции и характеризовали признаки, по которым они определяли принадлежность реакции к тому или иному типу. Это способствует закреплению знаний о номенклатуре изученных классов неорганических соединений, а также развитию умения учащихся использовать химический язык. Например, комментарий к заданию 2б: 2CO + O2 = 2CO2 – это реакция соединения, так как из двух веществ оксида углерода (ll) и кислорода образуется одно сложное вещество – оксид углерода (lV).
На следующем этапе урока рассматриваем реакции замещения и обмена, учащиеся выполняют задания 7 и 8.
Задание 7. Даны неполные схемы химических реакций:
а) Cu(OH)2 + HNO3 … + …;
б) Fe2O3 + Al … + …;
в) N2O5 + H2O …;
г) Fe2O3 + H2 … + …;
д) FeBr3 + Cl2 … + …;
е) KNO3 … + ….
Выберите схемы реакций замещения. Ответ объясните.
Допишите выбранные схемы реакций и расставьте в них коэффициенты.
Задание 8. Даны неполные схемы химических реакций:
а) K2O + H2O …;
б) NaOH + H2SO4 … + …;
в) CH4 … + …;
г) Cu + AgNO3 … + …;
д) Fe(OH)2 + HCl … + …;
е) Ca(OH)2 + HNO3 … + ….
Выберите схемы реакций обмена. Ответ объясните.
С первой частью заданий (выбор схем реакций определенного типа) работаем фронтально. Очень важно показать учащимся рациональные способы выполнения подобных заданий. В них, прежде чем искать правильный ответ, можно исключить схемы тех реакций, которые явно не являются правильными ответами, то есть схемы реакций разложения и соединения. Это позволит сконцентрировать внимание на оставшихся схемах реакций.
Для выполнения второй части заданий (составления уравнений реакций) вызываем учащихся к доске. При выполнении заданий 7 и 8 можно использовать графические схемы реакций замещения и обмена, представленные в каждом блоке наглядного пособия. Например, фломастером вписать формулы исходных веществ в соответствующие части графической схемы, а затем, используя цветовые обозначения, составить формулы продуктов реакции.
Учащимся, которые испытывают трудности в составлении формул веществ, можно рекомендовать использовать схему-таблицу «Составление формул основных классов неорганических соединений».
Отвечающим у доски можно задать дополнительные вопросы:
1. Какие реакции называют реакциями замещения?
2. Какие реакции называют реакциями обмена?
3. Все ли металлы вступают в реакции, например, с соляной кислотой?
4. Каковы условия протекания реакций обмена?
В заключение урока предлагаем учащимся выполнить проверочную работу (приводится один из возможных вариантов). Например: укажите тип химических реакций, уравнения которых:
а) Ba(OH)2 + HNO3 … + …;
б) N2O5 + H2O HNO3;
в) Na2SO4 + BaCl2 … + …;
г) NO + O2 NO2;
д) CH4 C + H2;
е) Fe(NO3)2 + HCl … + …;
ж) H2O2 H2O + O2;
з) CuCl2 + Al … + ….
Ответ объясните, указав число и состав исходных веществ и продуктов реакции.
Разрешать или не разрешать учащимся использовать на этом этапе урока схемы-таблицы, указанные в описании урока, решает учитель.
Домашнее задание должно: 1) включать работу со всеми типами реакций; 2) иметь небольшой объем; 3) способствовать формированию надпредметных умений преобразовывать информацию.
9 класс
Рассмотрим возможности использования наглядных пособий для характеристики химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева при проведении уроков химии в 9 классе. (Даны методические рекомендации для проведения урока по программе и учебнику Габриеляна О. С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.)
Напоминаем учащимся, что основное содержание курса химии 8 класса составляли сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях, солях), о строении и химических свойствах веществ, некоторых закономерностях протекания химических реакций и их классификации. Рассказываем учащимся о структуре курса химии 9 класса. Отмечаем, что, изучая химию элементов в 9 классе, учащиеся должны научиться давать характеристику химических элементов, веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, химических реакций.
Сообщаем учащимся тему урока и предлагаем объяснить, что такое характеристика. Обобщая ответы учащихся, формулируем определение: «характеристика – описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-либо или кого-либо».
Предлагаем учащимся перечислить признаки, по которым характеризуют химический элемент, используя схему-таблицу «Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева» в качестве опорного конспекта.
Обсуждаем вопросы о последовательности перечисленных ранее признаков при составлении характеристики химического элемента и о значении в этом Периодической системы Д.И.Менделеева. Предлагаем учащимся сначала обсудить эти вопросы в парах (2-3 минуты), а затем фронтально. Обобщая ответы учащихся, фломастером расставляя в схеме-таблице номера пунктов плана.
Дальнейшую работу можно проводить в зависимости от подготовки класса по-разному.
1-й вариант. Составляем характеристику какого-либо химического элемента (такой вариант предлагается в §1 учебника Габриеляна О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006 и в пособии Габриеляна О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002).
2-й вариант. Актуализируем теоретические знания, необходимые для выполнения каждого пункта рассматриваемого плана, подкрепляя их примерами для разных химических элементов.
Достоинство первого варианта в том, что учащиеся в течение урока составят полную характеристику конкретного химического элемента. Второй же вариант организации работы позволяет охватить больший объем материала и показать значение и особенности каждой из рассматриваемых характеристик химических элементов.
Для актуализации знаний учащихся на уроке можно использовать следующие наглядные пособия: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Закономерности изменения свойств атомов химических элементов главных подгрупп», «Закономерности изменений свойств соединений элементов главных подгрупп», «Генетическая взаимосвязь между классами неорганических веществ», «Оксиды», «Кислоты», «Основания».
Домашнее задание и при первом, и при втором вариантах организации работы на уроке может быть одинаковым: дать характеристику одного из химических элементов.
Использование схемы-таблицы «Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева» не ограничивается только рассмотренным уроком. На протяжении изучения химии элементов ее можно неоднократно использовать как при объяснении нового материала, так и для закрепления и проверки знаний учащихся.
Думаем, что такие наглядные пособия помогут учителю в наиболее доходчивой форме преподнести новый материал, облегчить ребятам процесс запоминания нового материала, а главное – сделать урок по-настоящему интересным.
Комментарии