Хотя на земном шаре чуть больше семи тысяч географов (семь тысяч было во времена де Сент-Экзюпери), в конкурсе “Учитель года России-2001” приняли участие лишь трое: Василий Кудрявцев из города Кашина Тверской области, Галина Монакова (город Губкин Белгородской области) и Елена Давыдова из Магнитогорска.
Как вы думаете, на что похож обыкновенный заварной крем в тот момент, когда он закипает на медленном огне? Ни за что не догадаетесь. Эта бежевая жижица в стеклянном кофейнике олицетворяет собой тектоническое движение земной коры. Василий Кудрявцев заставил в это поверить не только своих учеников, но и членов конкурсного жюри. Как ни странно, после урока на Василия Николаевича обрушился буквально шквал вопросов, и все, заметьте, – по поводу технологии приготовления “кремовой” модели земной коры. Только под натиском любопытных коллег был раскрыт рецепт этого снадобья.
Японцы считают, что изобретением является любая идея, хоть чуточку отличная от уже существующих. К примеру, изменение угла ручки зубной щетки. Так что Василию Кудрявцеву давно пора запатентовать свою модель. Думаю, она будет весьма востребована, если учесть бедность школьных кабинетов географии.
Помнится, тема “Рельеф” с ее грабенами, горстами и ступенчатыми сбросами не вызывала у меня особого энтузиазма в седьмом классе. Согласитесь, гораздо интереснее путешествовать (хотя бы и мысленно) по амазонским джунглям или африканской саванне с ее львами и антилопами гну. Однако Василий Николаевич заставил взглянуть на рельеф Земли под несколько другим углом зрения. Оказывается, это не бездушная масса горных пород, замешенная на кварце и полевом шпате. Рельеф постоянно изменяется, в недрах земли кипит энергия, а ветер и вода превращают обыкновенные скалы в загадочные города с дворцами, арками и статуями.
Земные силы не только создают, но и разрушают. Пример тому – страшнейшее ашхабадское землетрясение. Дети слушали воспоминания очевидцев, затаив дыхание. Видимо, представляли себя стоящими среди руин, с сознанием полной ничтожности человека перед силами природы.
Вместе с тем человек – не беспомощная букашка. Дети сами привели массу примеров того, как он расправляется с природой, поворачивая реки килотонными взрывами, сравнивая с землей рудные горы и насыпая новые – терриконы. В одной только Москве антропогенные изменения рельефа встречаются сплошь и рядом: стадион “Лужники” построен на засыпанном болоте, а высотное здание МГУ – на искусственной равнине. А сколько маленьких речек и ручьев томятся в бетонных трубах!
Так что еще неизвестно: кто кого. Таков был своеобразный итог конкурсного урока географии “Рельеф. Время. Мы”. За несколько секунд до звонка Василий Кудрявцев предложил детям все-таки установить “мирное соглашение” в той многолетней борьбе, которую человек ведет с окружающей средой. Природное равновесие олицетворяли прозаические школьные весы на учительском столе, одна чаша которых была тяжело нагружена разными “пакостями” типа отравления почвы химическими отходами. Другую же наполняли дети, предлагая разные способы защиты окружающей среды. То, с каким энтузиазмом, даже страхом не успеть, они это делали, вселяло надежду: человечество в целом умнеет.
Беседуя после урока с Василием Кудрявцевым, я понял, почему из всего многообразия курса землеведения он выбрал для конкурса именно рельеф. Биография этого человека не ограничивалась школой и пединститутом. Были еще Кашинский завод электроаппаратуры и армия. О последней Василий Николаевич отзывается не иначе как в превосходной степени.
– Если бы не она – я не узнал бы красот камчатской природы. Это удивительный край. Вы не представляете, что значит для естествоиспытателя каждый день наблюдать за настроением настоящего вулкана. Видеть, как он мрачнеет в ненастную погоду и как ярко сияет в солнечную.
Слушая эти восторженные воспоминания, можно было бы подумать, что человек рассказывает о уик-энде, проведенном в какой-нибудь экзотической стране, а не о двух годах срочной службы в ракетных войсках.
– Вы понимаете, что такое для географа путешествия! – продолжал мой собеседник. – За семнадцать лет, что я работаю в школе, удалось свозить детей на Кавказ, сплавиться по реке Чусовой на Урале и побывать на озере Селигер. Я не говорю о походах по нашему тверскому краю, в которые мы ходим каждый год. Согласитесь, географ должен иметь возможность, и финансовую в том числе, показать своим ученикам мир. А как иначе привить им любовь к родному краю, стране. Это, конечно, формальность, но мы заняли первое место на районном турслете в этом году.
Последний штрих к портрету Василия Кудрявцева – его увлечение бардовской песней. Впрочем, это уточнение может быть и лишним: какой турист не любит посидеть с гитарой у костра! Помните песню:
Они в городах не блещут манерой аристократов.
Пожалуйста, извините – с улыбкой они говорят.
Но живы в бродячих душах бетховенские сонаты,
И самые лучшие книги они в рюкзаках хранят…
К слову, Василий Николаевич полгода вел в своей школе уроки пения, заменяя заболевшего учителя. За это время дети выучили практически весь его походный репертуар…
Елена Давыдова, участник конкурса из Магнитогорска, тоже увлекается походами и гитарой, однако предпочитает музыку без слов.
У Елены Павловны – научный склад ума, поэтому 26-часовую нагрузку в лицее она сочетает с работой над диссертацией. Тема для географа вполне подходящая: “Педагогические условия развития творческих способностей старшеклассников”.
Наверное, поэтому, начиная свой конкурсный урок, Елена Павловна предупредила детей, что полную информацию они от нее не получат. В самом деле, если все разжевать, да еще и в рот положить – о каком же развитии творческих способностей может идти речь!
Тем более что обсуждать пришлось вещи актуальные, я бы даже сказал, злободневные – национализм, толерантность, патриотизм…
Проблем населения, правда, не межнациональных, а демографических коснулась на своем уроке Галина Монакова, участник конкурса из “горнорудного степного края” – так она охарактеризовала свою родную Белгородскую область. О себе она говорит: “неунывающая, жизнерадостная, не равнодушная ко всему, что происходит вокруг”.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии