Представьте себе ситуацию, в которую поставлены конкурсанты: все ждут от них чего-то необычного, сногсшибательного, новых, революционных подходов в преподавании предмета, нестандартных технологий и еще Бог знает чего. И чтобы все это было представлено на одном-единственном уроке. Попытаешься провести обычное, пусть даже продуктивное занятие, скажут: ну и что же здесь конкурсного? А захочешь удивить всех присутствующих неожиданными “вводными”, где гарантия, что все присутствующие (в первую очередь дети, а уж потом – жюри) поймут тебя правильно?
О щелочных металлах Анжела Пинюкова знает все
В школах страны работают сотни тысяч блестящих педагогов, виртуозов жанра, но отнюдь не каждый способен вложить весь свой талант в один-единственный урок, проведенный с незнакомым классом в чужой школе. Потому что одно из основных качеств, позволяющее педагогам дойти до финала конкурса “Учитель года”, – умение улавливать (а может, предугадывать) настроение, интеллектуальный и инициативный потенциал класса еще до начала занятия или в самом его начале. Кому это удалось, может спокойно, насколько ему позволяют нервы, реализовать свои замыслы, показать товар лицом. Кто же не справился, вынужден тратить время на установление контактов с детьми и нахождение с ними общего языка. И, как правило, инициатива, напористость помогают переломить ситуацию в свою сторону: чуть только осознал, что дети чего-то не помнят или не понимают, не останавливайся, иди дальше, пусть это не мешает тебе показывать свою систему работы, свои знания и умения.
Биологи и химики, представители нашей номинации, сумели найти свои пути решения поставленных задач, показать то, что помогло им достичь финала конкурса. Конечно, любое дело всегда можно сделать лучше, чем оно уже сделано. И сейчас каждый финалист понимает, что на самом деле нужно было бы построить урок по-другому. Но что было, то было.
Елена АНДРЕЕВА, учитель химии школы N1 города Корсакова Сахалинской области, в своей работе большое внимание уделяет межпредметным связям. И на уроке она это продемонстрировала. Казалось бы, как можно связать в теме “Тяжелые металлы” филологию и химию? Оказывается, можно, нужно только выяснить, почему эти элементы называют “обиженными”, раскрыв значение этого слова по разным словарям. И выяснится интересная вещь: на самом деле многие обвинения в адрес свинца, меди, кадмия и иже с ними необоснованны, “легкие” алюминий и бериллий могут быть куда более опасными. И вот тут полезно плавно перейти к химии комплексных соединений, которая поможет расставить все на свои места.
Чтобы сложная тема дошла до ума школьников, нужно подключить эмоции, связать научную логику с логикой жизненного опыта, привести примеры из повседневности. Это блестяще показала Елена ВИНОКУРОВА, химик 2-й школы города Гагарина Смоленской области. Как вы думаете, почему возникает связь между атомами в молекуле? Что заставляет их объединиться? И нет ли здесь аналогии со стремлением людей к объединению с целью создания семьи? Если ученики поймут, что людям экономически, а атомам – энергетически выгоднее и легче быть вместе, природа возникновения химической связи в ее истинно научном свете будет восприниматься ими гораздо проще.
Щелочные металлы исследовала вместе с детьми учитель химии 2-й школы города Людинова Калужской области Анжела ПИНЮКОВА. На ее уроке ученики работали с микрокомпьютерами, калькуляторами с расширенными возможностями – предшественниками современных ЭВМ, которые, оказывается, еще можно довольно успешно применять в учебном процессе. Кроме того, ребята выполняли множество других заданий – вплоть до группового пантомимного изображения свойств металлов!
Лейла ПОГОРОВА, учитель химии из города Карабулака Республики Ингушетии, на своем занятии сделала ставку на постепенный переход от индивидуальной работы учеников с карточками к групповой с объединением в конечном итоге усилий всего класса в целом. Параллельно шла работа у доски, демонстрация опытов и беседа учителя с детьми, что очень гармонично вылилось в блестящий результат – все ребята усвоили тему урока.
Учитель биологии школы N1 поселка Маслянино Новосибирской области Александр БУХАНИСТОВ поразил всех присутствующих на уроке обилием и разнообразием форм работы и методическим обоснованием каждого его этапа. Дети отвечали – как учителю, так и друг другу – на вопросы разной степени сложности, работали в парах и группах, отгадывали ребусы, пытались отгадать, какой комментарий необходим к тому или иному видеосюжету. Любые правильные ответы поощрялись баллами, которые дети выставляли в лист самоконтроля.
Баяру ГОМБОЕВУ, директору 63-й школы из Улан-Удэ, довелось давать урок первым в своей номинации. И с первых минут он сумел расположить к себе детей, развить и поддержать их инициативу. Интересная тема урока – “Отряд Бабочки” – помогла привлечь массу дополнительного материала, связать его с другими предметами и логично выйти на мысль о взаимосвязи и взаимозависимости всего живого на планете и необходимости охраны природы.
А вот Елене ГРИВКО, учителю биологии из поселка Первомайского Оренбургской области, достался самый последний урок на конкурсе. Но это не помешало ей блестяще реализовать задуманное, организовать работу таким образом, чтобы каждый из учеников самостоятельно пришел к выводу: человечество обязано как можно скорее прийти к использованию возобновимых природных ресурсов, неисчерпаемых источников энергии. Ведь этот путь подсказывает нам само зеленое растение.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии