О случайных и неслучайных совпадениях написано много. Уж не знаю, было ли это предусмотрено организаторами конкурса – Благотворительным общественным фондом сохранения наследия Д.И.Менделеева, редакциями журнала «Химия в школе», «Учительской газеты», Российским химико-технологическим университетом имени Менделеева, Союзом поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса, Центром «Педагогический поиск», но на восьмое февраля выпало не только подведение итогов конкурса и день рождения самого Менделеева, а еще и День российской науки. С этим поздравили школьников девятых-одиннадцатых классов академики Д.С.Львов, А.И.Лукьянов, П.Д.Саркисов, доктора наук В.В.Богуславский, Г.А. Ягодин, В.В. Лукин. После вступительных слов началось самое интересное – награждение финалистов Всероссийского конкурса исследовательских работ, посвященного жизни и деятельности Д.И. Менделеева.
На конкурс поступило 252 работы, до финала дошли 53. Финалисты, всего их было 70, приехали в Москву вместе со своими учителями или родителями. После выступлений на секциях, более тщательного знакомства жюри с текстом докладов были определены победители. Их работы отметили особо – дипломами и подарками.
Доклад Ксении Будриной из Технологического лицея Сыктывкара «Основы химии» – четвертое достижение Д.И. Менделеева» не вошел в число награжденных.
– Для нас, – говорит Светлана Владимировна Расторгуева, учительница химии, научный руководитель Ксении, – главное – участие. Я увидела на конкурсе очень хороший уровень подготовки ребят. Интересно было наблюдать, как они отвечают на вопросы академиков… Конечно, это сложно – за десять минут рассказать о своей работе, справиться с волнением и ожиданием, тем более школьнику. Мы во Всероссийском конкурсе участвовали впервые.
Впервые приехала в Москву и Надежда Михайловна Мокина, учительница из Сайгинской школы Верхнекетского района Томской области. Она подготовила к конкурсу своего сына Василия. Его доклад был посвящен первому отечественному учебнику по органической химии.
– В нашей школе учатся всего 130 человек, – рассказывает Надежда Михайловна. – Для нас это событие – мы не просто в Москву съездили, а участвовали в конкурсе! Сначала очень боялись. Кажется, что в сельской школе подготовка не такая серьезная. К тому же не хватало рекомендаций: как готовиться, что именно должно быть в работе. Но сейчас все это уже позади. В памяти осталось только хорошее – знакомство с коллегами, вечерняя Москва, посещение Боблово – имения-усадьбы Д.И. Менделеева…
Сегодняшние школьники знают о Менделееве не так уж много: на уроках химии видят его таблицу и стандартный портрет. На страницах учебников места для вдумчивого рассказа о судьбе не только химика, но и талантливейшего человека, не находится. Важнейшей чертой деятельности Дмитрия Ивановича была неразрывная связь научных исследований с потребностями экономического развития страны. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности. С 1860-х годов не раз приезжал для консультаций на Бакинские нефтепромыслы, был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья. Серьезно вникал в вопросы сельского хозяйства, уделял внимание вопросу орошения земель, ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России…
Именно этот аспект изучения наследия Менделеева оказался наиболее интересным для юных исследователей. Например, Аня Крель, десятиклассница московского лицея №1303, получила диплом первой степени. Девушка готовится поступать на экономический факультет. Свое исследование она посвятила изучению актуальности экономических взглядов Менделеева для российской экономики.
– Так химия для меня стала ближе. Я узнала много интересного, – делится Аня. – Работу готовила почти полтора месяца без помощи учителей, самостоятельно.
Одними из самых сильных выступлений, прозвучавших на конкурсе, были доклады одиннадцатиклассников гуманитарной гимназии №1211 Ленинска-Кузнецка Кемеровской области. Необычно звучали сами темы – «Менделеев – ученый с мировым именем», «Закон периодичности – фундаментальный закон природы», «Менделеев – гений, опередивший время».
Химия, оказывается, может быть очень интересной наукой для гуманитариев, экономистов и биологов из разных уголков страны. На конкурс приехали школьники из Магадана, Великого Новгорода, Башкортостана, Саратова, Владивостока, Татарстана, Тулы, Тюмени, Саранска и родины Менделеева – Тобольска. Ребята продемонстрировали хорошее знание предмета. Это значит, что работы Менделеева есть кому изучать, а проекты его – воплощать в жизнь.
Комментарии