search
main
0

Химия

Ради своей одинокой ноты

Уроки-размышления

“Все возможно и удается все,но главное – сеять души в людях”.

(А. Платонов)

“Самые опасные невежды – те,

которые знают вс╙ (и хорошо),

кроме самого главного”.

(М. Монтень)

ближение наук, различающихся своими предметными областями, увеличение веса наиболее сложных видов синтеза знаний, активное привлечение гуманитарных и общественных наук позволяет, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой – глубже и конкретнее постигать качественные закономерности различных структур. Об интеграции как о единственно верном и разумном подходе к изучению школьных наук пишется сейчас много. Действительно, целостный мир, окружающий человека, противоестественно делить на мир чистой физики или химии.

Но серьезный разговор о формировании комплексного, системного взгляда ученика на природу мира невозможен без решения проблемы очеловечивания знаний. Сам собой напрашивается вывод о более широкой интеграции наук. О соединении материального и духовного.

Один из вариантов такого соединения – интеграция дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов. Не только осваивать начала науки, но и будить мысль человека, помочь ему подняться над конкретикой факта или закона до осознания своего места во Вселенной, предупреждение узости, усредненности, категоричности мышления – первостепенный долг учителя.

Отдельные учебные темы предмета “химии” являются идеальной стартовой площадкой не только для естественно-научных, но и для общечеловеческих размышлений.

Проводя такие уроки-размышления, учитель, возможно, и теряет 30-40 минут “высокой” науки, но выигрывает неизмеримо больше.

Говорить о конкретной технологии проведения таких уроков сложно. Каждый учитель – по-своему творец.

Одному лучше удаются вдохновенные монологи, другой умеет оттолкнуться от фразы ученика и постепенно втянуть в разговор других. Общим может быть лишь план построения урока:

1. Вещество или закон в химии.

2. Поиск аналогий в физике и биологии (формирование естественно-научного комплекса).

3. Нравственное видение проблемы (литература, обществознание, эстетика).

Большую роль играет атрибутика (символика), используемая педагогом для создания атмосферы урока. Особым образом оформляется доска. Средняя и правая ее часть отданы химии – схемы, опоры, таблицы, которые ученики будут заполнять, обобщая химические знания. Слева на доске – цитаты, выражающие главную идею урока, заранее настраивающие учеников на нужную волну.

Примерный план построения урока обобщения и систематизации знаний по теме: “Периодический закон в свете теории строения атома”

Идея урока: понятие о многоуровневости мира. Системная сущность жизни. Преемственность и цикличность живых систем. Аналогии в развитии сознания и самосознания человека.

Цитата на доске (варианты):

“Жизнь представляет собой совокупность некоторого числа начал, из которых каждое, взятое в отдельности, недостаточно для того, чтобы обеспечить функционирование живой системы, но при отсутствии хотя бы одного из них эта система разрушается”.

(Э.А. Энгельгардт)

“Пусть имена цветущих городов

Ласкают слух значительностью бренной.

Не город Рим живет среди веков,

А место человека во Вселенной.

Им овладеть пытаются цари,

Священники оправдывают войны,

И без него презрения достойны,

Как жалкий сор, дома и алтари”.

(О.Э. Мандельштам)

“Радоваться самому существованию другого человека – вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде”.

(С.Л. Рубинштейн)

Логическая цепочка урока:

1. Уточнение понятий об элементарном составе атома, корпускулярно-волновой природе электрона, линейных закономерностях изменения окислительно-восстановительных свойств элементов и изменение свойств соединений, периодичность изменений свойств.

2. Аналогии в развитии живого мира.

Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Таблица внутриутробного развития особей разных классов.

“Внутри атома аргона как бы спрятан атом неона, а в начале жизни человеческого зародыша – зародыш рыбы или ящерицы”.

(В. Ильченко, “Перекрестки физики, химии и биологии”)

Многоярусность системы ритмов в живом организме.

Уже на этом этапе можно напомнить учащимся об особом воздействии поэзии, музыки на сознание человека – ритмичность естественна.

3. Периодичность смены времен года, суток, “полосатость судьбы”.

4. Единообразие позволяет сделать вывод о системной сущности жизни.

“Живые системы не отменяют законов неживой природы. Они включают их в себя в диалектически снятом виде”.(Афанасьев В. Г., “Мир живого”)

5. О литературе и ее развитии.

О периодических всплесках “чистой формы” и “сбрасывания Пушкина с корабля современности”. О цикличности в развитии идеи как одной из форм диалектики (единство и борьба противоположностей). Об усилении тенденции нравственности и гуманизации творчества с накоплением знаний о мире.

Об особом месте Человека в этом мире.

6. Один из вариантов построения цепочки любовь – Любовь.

Любовь к конкретному человеку

потепление отношения к миру (радостное восприятие природы, музыки, людей) любовь к Человечеству (более зрелая) Любовь к конкретному человеку.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Биополимеры”

(Белки: нуклеиновые кислоты)

Идея урока: уникальность и неповторимость каждого человека. Психогигиена одиночества.

Символика: роза, модель ДНК, фотогалерея различных человеческих лиц.

Цитаты:

“Каждый человек, как цветок для пчелы, заключает в себе ка пельку особого меда”.

(С. Михоэлс)

“- На твоей планете, – сказал маленький принц, – люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут.

…А ведь то, что они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды…”

(А.С. Экзюпери)

Логическая цепочка урока:

1. Закрепление знаний химии биополимеров (виды связей, структуры, задачи на процентное содержание нуклеидов).

2. ДНК как носитель наследственной информации. Генная инженерия. Перспективы “эмбриона из пробирки”.

3. Генетически заложенная “особость” каждого человека. Умение увидеть эту неповторимость.

“Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо”.

(Б. Паскаль)

4. Одиночество – два взгляда на проблему:

отчужденность, покинутость, страдание от неприятия окружающими;

естественное состояние человека, обусловленное его генной специфичностью, шанс остаться самим собой, данный человеку природой.

Умение видеть свою неповторимость и любить себя за эту неповторимость.

Умение видеть неповторимость другого и любить его, как себя.

(А.С. Экзюпери – наивность или мудрость взгляда Маленького принца на человека и человечество).

Одиночество осознанное.

“Я люблю человеческий голос.

Одинокий человеческий голос,

Измученный любовью,

вознесенный над гибельной

Землею.

Голос должен высвободиться из

гармонии мира

и хора природы

ради своей одинокой ноты…”

(Федерико Гарсиа Лорка)

5. Взаимоотношения людей.

Причина недопонимания (Д. Мэйс. Пример с дикобразами в ночной пустыне. Им холодно, они ищут тепла, жмутся друг к другу, но натыкаются на колючки).

О мудрости, которая гасит

ненависть.

О доверии.

О прощении.

“Никто тебе не друг,

Никто тебе не враг,

Но каждый человек тебе

Учитель”.

(Н. Рерих)

6. Варианты построения схемы взаимоотношений

человек человек; человек мир (ученические!)

Богатую пищу к размышлениям учителя и ученика могут дать темы: “Химическое равновесие” (равновесие в химии и в жизни); “Тепловой эффект химической реакции” (о законе всеобщей энтропии); “Ядерные реакции” (о моральности науки) и т. д. Выбор зависит от учителя – что ему ближе, что он считает наиболее важным. Эмоциональное воздействие уроков такого типа высоко. К тому, что о человеке и о человечестве говорят на уроках филологи и обществоведы, ребята привыкли, воспринимают это как должное, как программный материал. Соединение химии (ассоциирующейся в представлениях с пробирками и задачами) и с категориями философии, с поэзией Гарсиа Лорки и Марины Цветаевой необычно, интригующе и оставляет след в душе.

Готовясь к таким урокам, учитель определяется с идеей, которую он хочет провести через весь материал; уточняет свое видение проблемы, учитывая, что его вариант видения – лишь вариант.

Кроме того, учитель определяет круг дисциплин, на которые он в ходе урока будет опираться. Во избежание ошибок консультируется с преподавателями этих дисциплин.

На таких уроках-размышлениях коллективные формы работы лучше не использовать. “Думание” – процесс сугубо индивидуальный. Скорость зарождения и формирования мысли у разных людей – разная. Когда переход от одного этапа урока к другому очень тонкий, когда сам урок по сути – урок-импровизация и течение его зависит от индивидуального восприятия материала отдельными личностями, от их подготовленности, от того, как они формируют свою мысль, привязывать учеников друг к другу не стоит. Кто-то может не “поспевать”, если от него зависят другие, если это работа “на скорость” – могут возникнуть ненужная напряженность, раздражение. Потеряется весь смысл работы.

Понятно, что сама по себе, например, арифметика не может быть моральной или аморальной. Известно, что, пользуясь одной и той же арифметикой, один человек считает звезды, другой – деньги, а третий – чужие деньги.

Учитель передает ребенку не только знания или умение эти знания добывать. Он передает и свое отношение к знаниям.

Грядущее страны зависит и от объема научной информации, усвоенной ее молодым поколением, и от того, в каких руках находится эта информация.

В учительстве не может быть спора между физиками и лириками. Мы должны открыть ученику не узкую тропинку однобокого восприятия мира, а широкую дорогу в этот мир.

Елена Элькинд, учитель химии профессионального училища # 2

Смоленск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте