Вещество привычное и необычное
Факультативное занятие по химии. 8-9-е классы
Оформление и оборудование: на доске – тема урока. Рисунок водопроводного крана.
Проблемный вопрос: – какую воду лучше пить? Варианты ответов (на доске):
– дистиллированную,
– кипяченую,
– серебр.,
– отстоявшую в теч. 2 дн.,
– родниковую,
– профильтрованную фильтром “Родник”.
Описание воды “Кувака”, которая была одной из лучших минеральных вод в мире.
На столике – бутылки с водой “Кувака” и стаканы.
В классе – карта Пензенской области, где выделено село Кувака.
На демонстрационном столе – графины с видами каждой воды.
Пробы в колбах из разных районов г. Каменки.
Демонстрационный штатив для выполнения опытов.
На столах учеников в пронумерованных пробирках образцы пробы воды, реактивы для определения хлора, серы, железа.
Инструктивные карточки на столах для выполнения опытов.
Вступительное слово учителя:
– Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о привычном, всем известном веществе. Тема нашего занятия “Вода – вещество привычное и необычное”. Все вы знаете, что живем мы в глубинке России, в городе Каменка Пензенской области, с населением 51,5 тысячи человек. Наш город не делится на административно-территориальные единицы, но мы прекрасно знаем, что в нем можно выделить районы, связанные с промышленностью, новостройками. Какие это районы, как вы думаете? (Район сахарного завода, завода “Белинсксельмаш”, старая часть города, центр города). На карте показываются районы города.
У нас получается следующая схема – обратите внимание на цветовую гамму: темным цветом показаны экологически неблагоприятные районы. И это не случайно. Дело в том, что процент заболеваний в этих районах выше, чем в остальных. Это подтверждают данные городской и районной больниц. Этим вопросом у нас интересовалась группа ребят, и она познакомит нас с этими данными. (Доклад учащихся). Ребята рассказали о заболевании кариесом. Для сравнения взяли три школы, которые находятся в разных частях города соответственно цветовой гамме.
Это район сахарного завода – школа ? 5, процент кариеса среди учащихся 37%, школа ? 8 – центр города, 4-й микрорайон – 28%, школа ? 1 в старой части города, где преобладают дома частного сектора и отсутствуют промышленные предприятия – 15%. Число желудочно-кишечных заболеваний и заболеваний почек возросло в Каменке за 1995 год в три раза, по данным СЭС, на каждые 10000 жителей в 1997 году – 585 заболеваний. В районе школы ? 1 в старой части города процент таких заболеваний совсем низкий по сравнению с остальными районами.
Учитель: Врачи пришли к выводу, что одной из причин роста заболеваемости стало неудовлетворительное качество воды. И все-таки интересно, какую же мы пьем воду?
Данные санэпидстанции (приложение) готовит ученик.
Серьезная проблема для населения города Каменки – использование доброкачественной питьевой воды для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд. Процент неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям за 1997 год выше среднеобластного и составляет 17,8% (по области 6,6%), по химическим показателям – 20,2% (по области 5,7%). Увеличилась заболеваемость острыми кишечными заболеваниями в 2,9 раза. Причина неудовлетворительных химических показателей – природные свойства наших водоносных горизонтов. Так, из 47 действующих скважин, подающих населению воду для хозяйственно-питьевых нужд, 60% не соответствуют ГОСТу по содержанию хлоридов. Ухудшение качества воды напрямую связано с ухудшением санитарно-технического состояния труб водопроводов, отсутствием ежегодных профилактических ремонтных работ в необходимом объеме, отсутствием денежных средств на замену износившихся участков сети. Поэтому никуда не деться от аварий.
В аварийной распределительной сети происходит вторичное загрязнение воды, и улучшить ее качество не представляется возможным, а это вызывает непосредственную угрозу здоровью населения. Основное требованиие к распределительной сети, необходимое для сохранения качества воды (бесперебойная подача воды во все точки потребления), не выполняется. Частые отключения воды потребителям (из-за аварийных ситуаций, отключение электроэнергии) стали неотъемлемым условием нашего быта. А это далеко не безобидный процесс. При увеличении давления в сети происходит вымывание с первыми порциями воды загрязнений, личинок насекомых, отложение солей и примесей со стен изношенных участков, что способствует загрязнению и ухудшению физико-химических свойств воды.
Учитель: Ребята, а можно ли в условиях нашей химической лаборатории определить химические свойства воды, показать содержание в ней примесей, используя качественные реакции? Наша исследовательская группа подготовила к занятию пробы воды из разных районов города. Представляем эти пробы:
Проба ? 1 – старая часть города (пл. Победы).
Проба ? 2 – совхоз “Варваровский” (городской водозабор), откуда вода поступает в микрорайон “П”.
Проба ? 3 – район сахарного завода.
Проба ? 4 – микрорайон 4, где расположена наша школа.
Проба ? 5 – родниковая.
Проба ? 6 – дистиллированная вода.
Учитель: Давайте с вами попробуем качественно определить наличие примесей в воде, сравним их и сделаем соответствующие выводы: в каком районе нашего города вода обладает лучшими качествами?
Знакомство с инструкторскими картами
У вас на столе инструкции по выполнению опытов на содержание солей железа, хлорид-ионов, сульфатов. Пользуясь ими, попробуем определить качественный состав воды.
Один из учеников выполняет опыты на демонстрационном столе, остальные – на местах:
I-й ряд – хлорид-ионы, 2-й ряд – сульфаты, 3-й ряд – соли железа.
Определяем и делаем соответствующие выводы.
К какому же мы можем прийти выводу?
Большое количество ионов содержится в пробе ? 3 (это вода из микрорайона сахарного завода).
В пробе ? 2 городского водозабора совхоза “Варваровский” большое содержание солей железа. Почему такая вода у пробы ? 3? Ученики отвечают, что дома микрорайона сахарного завода стоят в болотистом месте. А это значит, что градостроители должны учитывать условия местности, ее климат.
Вот и получается: темно-синим цветом показаны те районы, о которых мы говорили в самом начале, и тем самым доказали, что здесь вода действительно неудовлетворительного качества, что и ведет к высокому проценту заболеваний. Это один вывод. А другой? Что можно сказать о хорошей воде? Родниковая вода – самая чистая, и это опять совпадает с цветовой гаммой нашей схемы, т.е. именно в старой части города низкий процент заболеваемости. У многих жителей этого микрорайона вода из родника “Кувака”.
Ребята, а как же быть жителям микрорайона сахарного завода, микрорайона “П”, нашего микрорайона? Как улучшить качество воды?
Ответы детей: кипятить, отстаивать воду, пользоваться фильтром “Родничок”.
Учитель: Да, можно улучшить качество воды, и я вам предлагаю несколько видов чистой питьевой воды. Какой воде вы отдадите свое предпочтение? (Виды воды на плакате).
Диалог о видах чистой воды
Итак, делаем вывод: какую воду лучше пить? А что мы можем сказать о кувацкой воде?
Ученик делает доклад о воде из родника села Кувака. Он же говорит о проделанном анализе этой воды, о том, что по качественному составу эта вода содержит малое количество примесей. Она действительно кристально чистая. И мы рады за жителей села Кувака, старой части города, школу ? 1. Нам тоже сегодня повезло отведать этой воды и угостить своих гостей. Ученик угощает всех водой из родника села Кувака.
Татьяна ПОДУШКИНА, учитель химии средней школы # 8
Каменка,
Пензенская область
Комментарии