Работы по химии, присланные в этом году на конкурс “Сто друзей”, рецензировал кандидат химических наук, доцент СУНЦ МГУ Вячеслав Загорский.
Уроки и задания оценивались суммой баллов по пяти пунктам: “интересно” (школьникам), “понятно”, “полезно”, “соответствие аудитории” (возраст и его психологические особенности) и “технологично” (для других учителей).
Из общих комментариев рецензента ясно, что авторы предлагают сценарии и учебные планы, расcчитанные на сдвоенный урок, что является роскошью для учителя химии. В нескольких задачах по ТРИЗ в качестве выхода предлагается “экологически чистый” биологический метод удаления нефти. В некоторых приведенных примерах видна типичная технократическая ошибка ТРИЗ: предлагаются методы улучшения потребления, а не его сокращения.
В текстовых заданиях машинного опроса приведены невозможные формулы “бромхлорэтиленгликоля” – соединения с галогеном и гидроксилом у одного атома углерода не существует. В одной из работ рассуждения о вреде курения слишком банальны. Такое “воспитание” чаще всего “вызывает у подростков реакцию, обратную желаемой, – ценность своего здоровья и жизни в этом возрасте понижена”.
Загорский выделяет работу Марины НЕКИПЕЛОВОЙ, учителя химии 30-й школы города Старый Оскол Белгородской области. Ее описание “волшебных дисков” с формулами солей, кислот и различных реакций понятно и воспроизводимо. Светлана ПОЛЯНСКАЯ, заведующая отделом Дома детского творчества Сергиева Посада, прислала игру “Озорная химия” и “Химический КВН”. “Игрушки” очень интересны, идеи занимательны. С учетом некоторых замечаний понравилась работа Элеоноры ВОРОНИНОЙ и Валерия МИХАЙЛОВА из Чебоксар. Любопытен “Клуб находчивых химиков” (КНХ) учителя химии из села Ивановка Ермаковского района Красноярского края Валентины БОГАТОВОЙ. По словам рецензента, ее работа может быть интересна читателям “УГ”. Но педагогу нужно обязательно разделить стихи Щипачева и свои, а также указать всю использованную литературу.
Неплохо выполнена ролевая игра “Суд над этанолом” учителем химии из поселка Октябрьский Рыбинского района Ярославской области Ольгой СОКОЛОВОЙ. Вместо назидательной “лекции” она представила “сбалансированный сценарий”. Кстати, его полезно дополнить информацией о широко рекламируемом в России пивном алкоголизме (“Капроновый чулок вместо сердца”, “УГ” N 24, 2001, 12 июня) и о том, что алкоголь в нашей стране ежегодно уносит жизни около 50 тысяч человек.
Самые лучшие работы “Щелочные металлы” и “Задания на анализ и синтез” для 8-11-х классов Анны ЯШУКОВОЙ, учителя химии 14-й школы города Подольска Московской области. Она представила “очень интересный алгоритм создания задач, который может быть полезен и преподавателям других предметов”. Задания не похожи на стандартные задачи по химии и будут интересны школьникам, если, конечно, ими не злоупотреблять.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии