Как учитель истории я конкретизирую ситуацию на примере классов социально-гуманитарной направленности. Какие возможности в этом случае дает профильное образование для преподавания?
Не стоит рассматривать большее количество часов в учебной программе как возможность более глубокого изучения темы в рамках одного метода.
Профилизация – это основа для методического многообразия. Учитель в профильной группе имеет возможность работать с учащимися, имеющими внутреннюю мотивацию к изучению предмета. Как правило, такие группы не так многочисленны, как весь класс. Здесь также срабатывает фактор внешней мотивации: поскольку группа сосредоточена на подробном изучении конкретного предмета, другие учащиеся более вовлекаются в обучение и стремятся не отставать от одноклассников, можно сказать, что формируется образовательная среда.
В прошедшем учебном году на уроках истории с профильной группой 10‑го класса мы имели возможность чередовать деятельность на уроке в зависимости от образовательных потребностей учащихся. После окончания модуля мы проводили рефлексию и, отталкиваясь от осознания того, над чем нам нужно еще поработать, совместно выстраивали дальнейший план.
Так, например, после периода дистанционного обучения, где в силу разных обстоятельств делался упор на письменные работы, учащиеся отмечали необходимость в коммуникации на уроке. Мы провели несколько дискуссий, результатом которых стал круглый стол на тему выбора пути развития СССР в 1920‑е гг. Каждый учащийся мог высказать свой тезис и задать вопросы. Такой формат не только развивает коммуникативные навыки и умение выступать публично, но и полезен в контексте 24‑го задания ЕГЭ по истории, где историческую ситуацию необходимо рассмотреть с разных сторон.
Также стоит отметить, что профилизация с точки зрения преподавания истории дает возможность более широкого привлечения исторических источников – основополагающей вещи для истории. Немаловажно, чтобы ребята рассматривали источники не дома, а именно на уроке, получая обратную развивающую связь от педагога. Рассмотрение исторических источников без участия учителя было бы не так эффективно, поскольку на данном этапе не все учащиеся в должной мере сформировали нужный навык критического анализа.
В учительской и родительской среде часто высказываются опасения, что учащийся слишком рано становится перед выбором, из-за чего вынужден жертвовать одним интересом в угоду другому, например гипотетический ученик силен как и в физике, так и в истории, но будет вынужден выбрать что-то одно.
Эта реакция понятна. Однако у ребенка есть как возможность выбора универсального класса, где будет сохраняться стандартный набор предметов, так и возможность перехода из одного профиля в другой. Ученики меняют «хим-био» на «соц-гум» – и наоборот, и никто не ограничивает их в этом праве.
Таким образом, профилизация – это путь и к методическому разнообразию, и к удовлетворению образовательных потребностей, что ведет не только к развитию умений и компетенций учащихся, но и к повышению результативности обучения.
Тимур АЛЕКСЕЕВ, учитель истории, права школы №1531 имени С. К. Годовикова
Комментарии