search
main
0

Хилое тело – бессильный разум. Как создать здоровьесберегающую среду в отдельно взятой школе

«Omnia mia mecum porto», – (лат. – «Все свое ношу с собой») сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам, его здоровье. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной общественной ценностью.

Здоровье школьников в соответствии с Законом «Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По данным Минздрава, в России практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания.

В нашей школе, как и в других образовательных учреждениях, остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Основные причины, на наш взгляд, – усложнение программ обучения и интенсификация учебного процесса.

Рассматривая факторы, влияющие на здоровье ученика, мы остановимся только на тех, которые непосредственно связаны с организацией учебного процесса.

Проведенный в школе мониторинг здоровья школьников помог нам проанализировать медицинские справки и записки родителей о болезни учащихся, классифицировать их по характеру и частоте заболеваний и частично ответить на вопрос, насколько далеко здоровье школьников от благополучного. (См. таблицу 1 и диаграмму).

Ежегодно учащихся 11-х классов осматривают педиатр, окулист, лор (отоларинголог), хирург, дерматолог, невропатолог. По данным врачей, только 5-7% выпускников абсолютно здоровы.

В таблице №2 отражены факторы, которые, на наш взгляд, влияют на здоровье школьников. Мы остановимся на тех, которые касаются санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации рабочего места учащихся, режима дня, учебной нагрузки. А также ответим на вопрос, какие условия созданы в школе для сохранения здоровья детей и как это отражается на здоровье и спортивных результатах школьников, и попытаемся предложить пути решения проблем по сохранению здоровья учеников.

Основные направления исследований:

– факторы, вызывающие заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз), профилактика;

– факторы, влияющие на зрение, профилактика заболеваний;

– влияние учебных нагрузок на организм учащихся;

– создание в школе здоровьесберегающих условий;

– охват учащихся физкультурой и спортом, результативность;

– предложения по решению проблемы сохранения здоровья школьников.

Факторы, вызывающие заболевания опорно-двигательного аппарата. Профилактика

Обследуя выпускников, врачи бьют тревогу: нарушение осанки – у 320 человек, ранний остеохондроз – у 4, сколиоз – у 23, миопия – у 30, заболевания желудочно-кишечного тракта – у 36. Например, зачислению в группу коррекции по сколиозу подлежало 21 человек в 2001 году, 23 человека а в 2002 году (данные взяты из медицинского мониторинга, который ведет медсестра школы). (См. таблицу 3).

Наблюдая за учащимися с нарушенной осанкой, мы обратили внимание на их неестественное положение за партой, скованность движений, шаркающую тяжелую походку, сутулость, быструю утомляемость, нервозность, импульсивность. Из 10 человек, имеющих нарушение осанки, за которыми мы наблюдали, 7 человек минимум один раз в четверть болеют ОРВИ, бронхитом, ангиной, простудными заболеваниями, а также приносят записки родителей, свидетельствующие об их нездоровье. И, как нам показалось, они импульсивны и страдают заниженностью самооценки. Мы уверены, что правильная осанка способствует поддержанию здоровья, экономит силы, создает фон для ровного настроения.

Что же приводит к нарушению осанки? Прежде всего малая подвижность и слабая физическая нагрузка на мышцы в течение длительного времени. Не зря народная мудрость гласит: «Если много отдыхать, то заржавеешь». Опрос учащихся 1-4-х классов показал, что все учителя начальных классов проводят на уроках физкультминутки. А на перемене созданы условия для подвижных игр в рекреации. В 5-9-х классах физкультминутки проводят 50% учителей, а в 10-11-х классах – почти никто. На осанке отрицательно сказываются чрезмерная физическая нагрузка, неудобная школьная мебель, частые заболевания, ослабляющие мышцы, плохо сбалансированное питание и избыточная вертикальная нагрузка.

Как же до минимума сократить эти факторы? Чем, прямо или косвенно, может помочь школа? Например, занимаясь профилактикой нарушений осанки, необходимо рассчитать вес ранца в зависимости от возраста школьника. Следует знать полный вес учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и с учетом этого планировать расписание, т.е. ежедневную нагрузку.

Мы взвесили учебники и школьные принадлежности первоклассников. (См. таблицу 4).

Проанализировали расписание 1-го «В» класса и обнаружили, что, несмотря на соблюдение требований СанПин к расписанию, вес школьных ранцев значительно превышает санитарно-гигиенические нормы.

Причина проста: учащиеся носят школьные принадлежности, которые в этот день по расписанию будут не нужны. На вопрос, кто сегодня принес в школу игрушки, 57% опрошенных подняли руки и с удовольствием продемонстрировали, что именно они принесли.

Факторы, влияющие на зрение. Профилактика заболеваний

Определяя нагрузку на органы зрения школьников, мы задали 14 девятиклассникам следующие вопросы:

– Сколько приблизительно времени ты затрачиваешь на выполнение домашнего задания?

– Какова твоя ежедневная нагрузка в школе? (Нагрузку взяли из дневников).

– Занимаешься ли ты в НОУ или кружках?

– Сколько времени ты затрачиваешь на просмотр телепередач?

– Сколько времени уходит на работу и игру на компьютере?

– У тебя зрение100%?

Из числа опрошенных 33,3% учащихся имеют отклонения по зрению от нормы, хотя очки не носят. Мы попытались ответить на вопрос, в какой зависимости находится зрение от успеваемости и успеваемость от зрения. Были сделаны интересные наблюдения. На зрение учащихся, успевающих на «4» и «5», влияют интенсивность и длительность зрительной работы, которые его ухудшают. А ребенок, имеющий слабое зрение, плохо списывает с учебника, доски, медленно читает, допускает ошибки при чтении, а значит, неважно усваивает материал.

Если учащийся в сутки на сон тратит 8 часов, что составляет 33,3% суточного времени, то в период бодрствования на глаза ложится нагрузка, которая составляет 66,6% суточного времени, а на «активную» деятельность глаз (получение информации) приходится 54,03%. Хотя если человек не читает, не работает на компьютере, его глаза, находясь в относительном покое, все равно продолжают трудиться, так как через них продолжает поступать информация.

Вывод: острота зрения зависит от интенсивности зрительного труда, а усвоение учебного материала – от остроты зрения.

Что же нужно делать в условиях севера, чтобы, по крайней мере, не ухудшить те параметры по зрению, с которыми ученик пришел в школу?

Для сохранения нормального зрения прежде всего имеет большое значение правильное и достаточное освещение. Для освещения классных комнат в нашей школе установлены люминесцентные лампы дневного света, колбы которых заполнены парами ртути. Свет, излучаемый такими лампами, близок по своему спектру к солнечному свету. Применение таких ламп оправдано в условиях короткого зимнего дня. Однако люминесцентные лампы обладают, на наш взгляд, существенными недостатками – это пульсация светового потока, которая не может не искажать зрительное восприятие и отрицательно воздействует на зрение, а также наличие светильника, частично поглощающего световые лучи. В целях сохранения зрения при выполнении заданий, требующих большого напряжения глаз (письмо, чтение, работа с мелкими предметами, с иголкой и т. д.), мы считаем, было бы неплохо использовать местное освещение в виде настольных ламп, настольных светильников. При этом свет должен падать с левой стороны, а глаза должны оставаться в тени.

Немаловажно и то, на каком расстоянии находится книга или тетрадь от глаз учащихся. Наблюдая за работой учащихся 1, 4, 6, 9-х классов на уроке, мы обратили внимание на то, что подставками для книг в 1-м классе пользуются 100% детей, в 4-м – 70%, в 6-м – 15%, а в 9-м – 4%. Неустойчивое положение книги, неправильно выбранное расстояние затрудняют чтение, заставляют чрезмерно приближать текст к глазам и приводят к быстрому их утомлению. Поэтому желательно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Для этого необходимо научить школьников выполнять ряд упражнений, снимающих утомление глаз, которые предлагаются в документах СанПин и учебнике ОБЖ для 11-го класса.

1. Упражнения, снимающие утомление глаз.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

2. Упражнение, укрепляющее мышцы век, способствующее улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

3. Упражнение, способствующее улучшению кровообращения.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.

4. Для страдающих близорукостью рекомендуется упражнение с меткой на стекле.

Для его выполнения на оконном стекле укрепить круглую метку (или начертить круг фломастером), встать у окна на расстоянии 30-35 см и поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на удаленные предметы (дом, дерево).1

Но начинать эту работу надо раньше, еще в дошкольных учреждениях, в семьях, тогда процент заболеваний органов зрения значительно снизится.

Немаловажное значение для сохранения и улучшения зрения имеет правильное питание. Пища, богатая витаминами и калием, – профилактика болезней органов зрения. Особое место среди них занимают продукты, богатые витамином С (плоды шиповника, черной смородины, лук, цитрусовые); А (морковь, салат, яичный желток, рыбий жир); В1 (арахис, хлебные злаки, темный рис, мед, кукуруза); В2 (яблоки, рис, пивные дрожжи); В6 (рыба всех видов, хлебные злаки, желток яйца, капуста); В12 (абрикосы, виноград, виноградный сок, чернослив, петрушка); К (мед, яблочный уксус)2.

Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника (объем домашнего задания)

На здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс факторов, один из которых – учебная нагрузка. По нашему мнению, чтобы обучение приобрело оздоровительный характер, надо пересмотреть учебные программы. Согласно данным Министерства образования, доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные способности – 15%. По итогам 2001-2002 учебного года в нашей школе успеваемость составила 99%, качество успеваемости – 41%, не успевало 9 человек, т.е. 1%. Причины слабой успеваемости могут быть разные. Очевидно, что не всем детям под силу школьные учебные нагрузки. Мы провели опрос среди учащихся 9-го «А» класса о затратах времени на выполнение домашнего задания. Результаты см. в таблице 5.

Т.е. учебный день с учетом выполнения домашних заданий увеличивается до 9 часов, тогда как рабочий день взрослого человека – 8 часов.

Учащимся 9-го «А» класса был задан вопрос: «Когда вы выполняете домашнее задание?» И предложены ответы:

– через 2 часа после окончания занятий в школе;

– сразу после школы;

– в вечернее время, перед сном.

Анализ ответов показал, что 10% приступают к выполнению домашнего задания сразу после школы, 20% – через 2 часа и 70% – в вечернее время, объясняя это тем, что сразу после занятий в школе посещают спортивные секции, НОУ, кружки, занятия у репетиторов, музыкальную школу.

В результате учебный день добросовестного подростка составляет в среднем 10-12 часов. Тогда как режим дня подростка должен быть выстроен так: школьные занятия по расписанию, выполнение домашних заданий, работа по хозяйству, прогулки, игры, чтение художественной литературы, занятия спортом и сон. Гигиенисты считают, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.

Все это свидетельствует о необходимости организации четкого режима труда и отдыха школьника, занятий физической культурой, спортом, закаливания организма.

Создание в школе здоровьесберегающих условий

Сохранение здоровья школьников – важнейшая задача нашей школы, ориентированной на развитие способностей детей. Проводимый в школе мониторинг здоровья учащихся позволяет судить о частоте и характере заболеваний. В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Задача медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий для сохранения здоровья школьника. В нашей школе создан «Центр здоровья», который состоит из следующих функциональных отделений: кабинет психологической разгрузки, медкабинет с современным оборудованием, бассейн, сауна, фитобар, спортзал, тренажерный зал, спортивная площадка, столовая. (Таблица № 6).

Предложения по решению проблемы сохранения здоровья школьников

Задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

1. Создание научно-практического центра по разработке механизма формирования здоровьесберегающей среды и его адаптация в условиях конкретной школы.

2. Создание комплексно-целевой программы работы школы, во главе угла которой стоят интересы и здоровье ребенка, составление личностно-ориентированной программы для каждого школьника на каждом возрастном этапе.

3. Изучение учащимися медкласса факторов, негативно влияющих на здоровье школьника и создание проекта программы «Здоровье».

4. Изучение «Гигиенической обучающей программы для школьников средних и старших классов по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, с компьютерным тестированием знаний» Н.Б. Мирской и активное применение ее на уроках и во внеурочное время с целью профилактики нарушения осанки и развития сколиоза.

5. Обучение детей упражнениям для снятия напряжения на органы зрения.

6. Мониторинг здоровья учащихся, занимающихся спортом.

7. Исследование проблемы «Физическое и психическое здоровье учителя и его влияние на здоровье школьника».

8. Исследование проблемы «Роль пения в профилактике заболеваний органов дыхания».

9. Ввести в учебный план школы курс ОБЖ как обязательный предмет с 1-го класса.

10. Проведение лечебного массажа и коррекционных занятий в бассейне со школьниками, имеющими нарушение осанки, сколиоз.

Зоя МАТАСОВА, учитель ОБЖ, руководитель НОУ «Школа безопасности»,

Анна ЧИРКОВА, ученица 9-го класса СШ №24 г. Удачный Республики Саха (Якутия), участники конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте