search
main
0

Хэнкса жалко

Озаренный пламенем скандала, религиозного негодования и общественного любопытства фильм «Код Да Винчи» по одноименному роману Дэна Брауна вышел на мировой и одновременно на российский экран. Разочарование и недоумение – так, если мягко и корректно, не впадая в гневную истерику, можно описать чувства, охватывающие во время финальных титров. Будто пообещали дорогой шоколад с цельным миндалем, а под красочной оберткой – пустота, большое Ничто…

К любым кинематографическим трактовкам темы религии вообще и образа Иисуса в частности священнослужители относятся очень болезненно. Это уже не новость, а проза жизни. Достаточно вспомнить, какой шум поднялся после выхода картин «Последнее искушение Христа» или «Страсти Христовы». При этом каждый раз шквал возмущения и призывы бойкотировать киносеансы приносили фильмам лишь дополнительную рекламу, а значит, и дополнительную прибыль. На сей раз христианский мир и вовсе переживал напрасно: перед нами отнюдь не антирелигиозный заговор, призванный разрушить тысячелетние устои, но просто сказка. И ладно, если бы складная, стройная, на правду похожая, а то ведь сумбурная, невнятная и, извините, бестолковая. И нечего удивляться, что гости 59-го Каннского кинофестиваля приняли картину более чем прохладно: было бы удивительно, сложись по-другому. Завсегдатаи Канн все же не дураки – что ни говори, а не только в светских церемониалах, но и в кино разбираются.

К творчеству американского журналиста и специалиста по истории религии Дэна Брауна можно относиться по-разному. Для одних он классный детективщик, для других – фантаст и выдумщик, для третьих – виртуозный интриган. В том смысле, что мастерски закручивает самую сложную интригу. В любом случае 8 миллионов книг, распроданных только в США меньше чем за год, – цифра, взывающая к маломальскому пиетету. От режиссера, берущегося за экранизацию, никто обычно не ждет неукоснительного, «постраничного» следования всем сюжетным виражам. Хотя в этом режиссер Рон Ховард перед зрителем чист: против сюжетной линии он, в общем-то, и не погрешил. Его основная беда в том, что превратил главных героев – профессора-энциклопедиста Роберта Лэнгдона, инспектора Софии Неве, щелкающую логические головоломки, как орехи, решительного и проницательного полицейского Безу Фаша – в ходячих, пустоголовых манекенов. Характеры, тщательно и выпукло прописанные Брауном, рассыпались у Ховарда в прах. И у зрителя, если к тому же он не читал роман, нет просто никакой возможности проследить за цепочкой причинно-следственных связей, потому что связей этих в фильме нет вовсе. Герои бродят по экранному пространству с загадочным видом, а куда, зачем – одному Богу, точнее режиссеру Ховарду, ведомо. Решения поступить так или иначе берутся будто с потолка, авторы фильма не удосуживаются не то, что продемонстрировать нам работу мысли персонажей, но хотя бы элементарно объяснить, а что, собственно, тут происходит.

А происходит на самом деле следующее. Американский специалист по всевозможным древним символам (Том Хэнкс – «Зеленая миля», «Спасти рядового Райана», «Форрест Гамп») и юная мадемуазель-криптограф (Одри Тоту, экс-Амели) всеми силами пытаются разгадать зашифрованное послание, оставленное девушке ее только что убитым дедом, куратором Лувра. В конце концов они понимают, что в их руках – ключ к тысячелетней тайне чаши Грааля, карта, указывающая на местонахождение могилы Марии Магдалины, земной супруги Иисуса Христа. Но заполучить эту карту жаждет еще целая группа товарищей: калека-кладоискатель, фанатик-монах и глава парижской полиции, уверенный, что сладкая парочка Лэнгдон+Неве на самом деле и есть убийцы старика-куратора. В одном абзаце все нюансы изложить, конечно, невозможно. Но у Ховарда и его команды на это было почти три часа, которыми они распорядились, увы, не лучшим образом! Больше всего жалко блестящих артистов, которые не только не спасли «тонущий корабль» повествования, но и сами на нем потонули… Единственное, что в «Коде Да Винчи» действительно хорошо, – ночной Париж. Это лицо трудно изуродовать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте