“Разгрузка” начальника связи полка была ему явно маловата. Но хорошая “разгрузка” в наше время – порядочный дефицит. Их выменивают у милиционеров и “вовиков”, как в обиходе армейцы называют Внутренние войска, даже покупают. Потому в воюющих подразделениях жилетки с карманами под гранаты и автоматные магазины встречаются всех фасонов и почти всех вариантов камуфлированных расцветок, а то и просто кустарные “самопалы”. И уж если тебе не повезло разжиться, то будешь таскать не самый удобный “лифчик” стандартного производства.
– Маловата кольчужка? – спросили мы майора.
– Сейчас-то она больше стала, – усмехнулся тот. – Лямки перешил, чуть надставил. Ничего, носить можно. Только на бушлат не надеть.
– А почему такой размер маленький? Для лилипутов?
– Почему для лилипутов? Для детей…
– ???
– Мы под Харсеноем целый склад детских вещей нашли. Сплошной камуфляж маленьких размеров: костюмы, разгрузочные жилеты. Учебной литературы, конспектов – килограммы. Детский учебный лагерь Хаттаба, как выяснилось.
На следующий день нам показали конспекты. Аккуратно разрезанные в виде блокнотов тетрадки были заполнены детскими почерками с изрядным количеством грамматических ошибок. Вообще-то необходимо отдать должное тем, кто готовил этих “учеников”. Они смогли довольно объемный учебник сержанта мотострелковых войск уложить в четыре десятка рукописных листков. В них тактико-технические характеристики современного стрелкового вооружения, рисунки сеток прицелов и перечень недостатков стрелкового оружия, правила стрельбы из РПГ, АГС, ПК. Даже таблица стрельб из миномета.
Отдельный и самый большой кусок занимает инженерная подготовка. Не только типы современных и зарубежных минно-взрывных средств, но и подробные рекомендации по самостоятельному “конструированию” с использованием подручных материалов. Типы взрывателей или замыкателей поражают воображение. Оказывается, чудеса можно творить при помощи обыкновенной расчески, мышеловки, тюбика зубной пасты и многого, многого другого. Орудием убийства может стать даже… электрическая лампочка. Естественно, мы не станем рассказывать о подобных “изысках” террористической мысли, но кое-что авторы этих строк и сами узнали впервые, несмотря на военное образование и более полутора десятков лет службы. Например, как при помощи самых примитивных подручных средств превратить гранату, опускаемую в бензобак автомобиля, в мину замедленного действия, рассчитав при этом время взрыва. И так далее…
Судя по записям, серьезное место в обучении занимала и тактическая подготовка. Причем, кроме схем опорных пунктов, построений боевых порядков в обороне, на марше, в поиске и при нападении, особая роль отводилась дисциплине. “Боевой устав моджахеда” требует от него беспрекословного подчинения амиру (командиру отделения) или помощнику амира. Ну и, конечно, полной преданности делу джихада.
Отдельная тема – скрытность действий. Процитируем:
“Секретность дела прежде всего заключается в скрытности своих действий от своих близких, родственников, от семьи, от друзей. От секретности во многом зависит успех операции…
Успех операции зависит еще от внезапности действий моджахедов. От собранной информации о противнике. От правильно разработанного плана операции и плана отхода. От физической подготовки, т.к. приходится нести от 40 до 70 кг…”
Помимо боевой подготовки особое внимание уделялось идеологии. При этом идеи, по-видимому, вдалбливались не в отрыве от практических занятий, а в комплексе.
Кое-какие посылки заставляют задуматься:
“Виды войны:
– Политическая…
– Информационная, или война средств массовой информации. Заключается в дискредитации твоего противника выбросом наружу компрометирующих материалов, а самим показывать свою победу…”
Нечто подобное мы наблюдали ранее, а кое-что продолжаем наблюдать и сейчас. Тут, как говорится, комментарии излишни.
Финансовому обеспечению действий незаконных вооруженных формирований также отводится немало места. Ученикам школы Хаттаба старательно вбивали в головы, что для войны нужны деньги. Где их взять? Вот, к примеру, дословно переписанная, с позволения сказать, инструкция (орфография сохранена):
“1. Снять пост завладеть оружием.
2. Взять заложника, трести деньги.
3. Уничтожить християн или иудеев которые развращают невеждественных мусульман.
4. Нанести экономический удар”.
Или выписка из другого конспекта:
“1. Убить – украсть (бабы).
2. Купит необходимое (энструменты, матерьялы, батарейки).
3. Добить всех”.
В истории уже были факты, когда одним с детства прививалось чувство превосходства над другими. Над народами, расами, религиями… Чем это заканчивалось, мы знаем. Помнят ли это “учителя”, стремящиеся отнять у своих учеников не только жизни, но и души?
К сожалению, уроки ненависти частью чеченской детворы и юношества усвоены хорошо. Проходящим через населенные пункты российским военным некоторые 12-13-летние пацаны на полном серьезе демонстрируют характерный жест, означающий перерезание горла. Но если бы дело ограничивалось только этим.
В день, когда мы уезжали из-под Урус-Мартана, саперы, как уже бывало не раз, поутру сняли несколько “свежих” мин-растяжек. Возле них четко отпечатались следы ботинок. Приблизительно 35-го размера…
Виталий ДЕНИСОВ,
Роман БОЙКОВ
На снимке:
Некоторые из чеченских мальчишек не умеют даже читать, но зато умело владеют автоматом.
Комментарии