Школа и армия считаются самыми консервативными институтами любого общества, и заставить их измениться может только необходимость перевооружения. Насчет армии все понятно: скажем, появились у потенциального противника танки, а у нас еще нет – значит, нужно закупить пару машин для образца и срочно начать готовить танкистов. Затем появляются уставы, описывающие тактику танковых сражений, потом генералы соответствующих войск, и вот уже никто не может представить себе армию без «стальных черепах». А вот касаемо школы…
Система образования, к сожалению, сильно отстала в ИКТ-перевооружении: спустя почти четверть века после начала массового применения компьютеров практически во всех сферах жизни она продолжает изучать компьютерные технологии, но не применять их в своей повседневной жизни. За исключением разве что бухгалтерии.
Конечно, бессмысленно сравнивать учеников и их родителей с противником, но, учитывая уровень оснащенности семей ИКТ и уровень пользования ими, можно сказать, что школа это «сражение» уже проигрывает.
С чего начинается практически каждая «инновация», связанная с попыткой внедрения информационных технологий? Закупаются и поставляются компьютеры, а иногда и средства связи. Считается, что потенциальные пользователи сумеют воспользоваться представленными им возможностями.
На следующей стадии осознания инноваторы стремятся наполнить поставленные компьютеры программным обеспечением – системным (во избежание судебных дел) и прикладным (чтобы предоставить возможности).
То, что потребители всех этих благ не становятся пользователями, а продолжают жить своей прежней жизнью, переживается инноваторами как личное оскорбление и свидетельство косности и отсталости рядовых граждан.
Между тем все происходит по законам, которые описывают динамику изменений организационной культуры. Культура консервативна по своей природе, и она сопротивляется любым изменениям. Иногда кажется, что вот оно случилось – изменения произошли, и люди стали привыкать к новому порядку вещей. Но, увы, скоро все возвращается на круги своя.
Важнейшая характеристика культурных изменений – их необратимость. Всякий раз, когда это случается, можно говорить о культурной революции. Из чего же складывается необратимость? Это можно увидеть на примере нескольких таких революций, которые случились на наших глазах.
Начнем с мобильного телефона, превратившегося в необходимый элемент экипировки современного человека, без которого выйти из дому столь же неудобно, как скажем, без брюк. Человека, оставившего мобильник дома, как правило, очень скоро начинают разыскивать. Как же все это случилось с нами?
Мобильный телефон
Сначала его трудно было заподозрить в мобильности: продвинутые бизнесмены таскали за собой сумки, похожие на армейскую рацию, а для соединения нужно было совершить ряд нетривиальных манипуляций.
Революция началась, когда появилась действительная мобильность. Тогда стало цениться новое качество – покрытие (в применении к компьютерам – повсеместность). Мобильная связь стала проникать в такие места, где отродясь не было даже стационарной, и это резко меняло привычный уклад жизни. Постепенно пришла ценовая доступность – мобильник стал доступен таким социальным группам, как рыночные торговцы, дворники-гастарбайтеры и даже бродяги.
Можно отметить и такое направление культурных изменений, которое условно можно назвать депрофессионализацией – для того чтобы пользоваться мобильной связью, не нужны ни услуги, ни консультации профессионалов.
Цифровая фотосъемка
и флэш-память
Сначала пришла мобильность – фотограф стал независим от наличия запаса пленки и от нужды в фотолаборатории, а повсеместность была ограничена лишь возможностью подзарядить аккумулятор. Быстро растущая ценовая доступность и депрофессионализация сделали фотографию действительно массовым искусством.
Что касается флэш-памяти, то ее история в комментариях не нуждается, и она даже вошла в русский фольклор поговоркой «Флэшка есть – ума не надо».
Рассмотрев историю трех свершившихся культурных революций, можно задаться вопросом: что же гарантирует необратимость изменений в культуре и что является задачей culturalware – «культурного обеспечения»?
Можно предложить следующую формулу:
Необратимость = повсеместность х повседневность х доступность,
где повсеместность можно рассматривать как сочетание мобильности и популярности, повседневность – как долю культурных ситуаций, где без новинки не обойтись, а доступность – как сочетание ценовой доступности и депрофессионализации.
Применяя эту формулу к внедрению ИКТ в школе, можно предположить, что главное препятствие на пути необратимого «культурного вторжения» информационных технологий в школу – это их необязательность. Часто они лишь предоставляют возможности, которыми можно пользоваться (или не пользоваться), и зачастую относятся к чему-то вроде игры, не затрагивая основное содержание школьной жизни в его повседневных проявлениях.
Как это произойдет? Через внедрение в старую повседневность или через создание новой? Первый путь прошли мультимедийные проекторы и интерактивные доски, по второму пути двигаются энтузиасты, вводящие в школу проектно-исследовательскую деятельность, внедряя при этом блоговую культуру или ее продвинутый вариант – вики-технологию.
На этом пути уже получены результаты, предвещающие очередную революцию, тем более интересную, что ее можно совершать осознанно и преднамеренно.
Ренальд ЛАЧАШВИЛИ, сотрудник Института системной педагогики, Москва
Комментарии