search
main
0

Ханжанав, по-калмыцки спасибо. Накануне нового учебного года в Элисте состоялся межкультурный диалог

Калмыкия, как когда-то заметил Юрий Сенкевич, – самый необычный уголок Европы. Единственная европейская пустыня… Бесконечная степь, поражающая своими масштабами каждого, впервые оказавшегося здесь. В Калмыкии живет единственный в Европе народ монгольской расы и буддийской веры. В то же время здесь представлены и вполне сочетаются три конфессии – христианство, ислам и буддизм.

Элиста – первый в России город, выросший посреди выжженной степи. Сегодня это настоящий город-сад.

Чтобы лучше передать дух, царивший на республиканском педагогическом форуме, а именно в такой форме проходил в Калмыкии нынешний августовский педсовет, следует хоть ненадолго погрузиться в историю этого замечательного края.

Калмыкия вошла в состав России почти четыре века назад. С тех давних пор, пережив немало трудных времен и трагедий, одна из которых – поголовная депортация народа в конце 1943 года в Сибирь, где их ссылка продолжалась 13 лет, русские и калмыки живут вместе и по сей день. Впрочем, республика уже давно стала многонациональной. Сегодня здесь проживают представители более 90 народностей. Создание оптимального климата в межнациональной среде является одной из приоритетных задач проводимой в республике национальной политики.

Становится понятным, почему в своем докладе, совсем не похожем на традиционный отчет о проделанной работе, министр образования Республики Калмыкия Бадма Салаев, которого, на мой взгляд, можно бесспорно причислить к руководителям нового поколения, уделил этой теме особое внимание. Территория, на которой расположена современная Калмыкия, заметил Бадма Катинович, всегда была зоной активных межкультурных, межцивилизационных контактов. Благодаря системе образования этот процесс получил новое развитие. Законодательно в республике закреплено равноправное функционирование двух государственных языков. В какой-то мере утраченный в свое время интерес к родному языку сегодня возрождается. Допуская в республике многоязычие, власти делают акцент на изучении калмыцкого языка как древнего письменного языка, как части мировой культуры. Продолжая тему, министр подчеркнул, что национальная школа не означает национальной замкнутости. В его понимании национальное образование представляет собой систему многоступенчатого государственного и народного воспитания, в которой свои традиции и мировой педагогический опыт неразрывны. А открытость образования, его ориентация на диалог культур, ценностей, педагогических идей, методик – путь в будущее, дорога к лучшему миру.

В том, что это не только теоретическая позиция первого лица в региональном образовании, но реальная практика, мы убедились воочию. Сама форма проведения традиционного для нашей страны августовского «мероприятия» накануне первого сентября продемонстрировала эту самую открытость. В Калмыкию прилетели 16 гостей – ученые, авторы учебников, издатели, учителя – победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Калмыцкое руководство посчитало нужным перед началом учебного года не только поведать о том, что происходит и будет происходить в системе образования Республики Калмыкия, но и услышать голоса специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, представляющих наиболее актуальные сегодня направления. Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, представила результаты международного сравнительного исследования, посвященного оценке качества образования. О проблемах экономики, источниках финансирования образовательных учреждений, о налогах и учете на пленарном и секционном заседаниях говорили Михаил Левицкий, академик РАО, и профессор Тамара Шевченко, известные, едва ли не единственные в этой области ученые.

Не менее важную тему – гражданское воспитание в современной школе – освещали доценты кафедры Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Ольга Кишенкова, Андрей Иоффе, профессор Александр Герасимов из Военного университета. Интерес к этой сфере особенно прослеживается в системе образования Калмыкии. Феноменальным достижением назвал министр образования РК Бадма Салаев победу учеников 9-х и 11-х классов «Элистинского лицея» Гайсенова Азамата и Маливанову Нину на Всероссийской олимпиаде по праву. Да и победители двух последних республиканских конкурсов «Педагог года Калмыкии» Лариса Менкенова и Данара Джуканова преподают обществознание, право, историю.

Любой праздник, тем более учительский, на Калмыцкой земле немыслим без ее знаменитых, выдающихся людей. Выступление Давида Никитича Кугультинова, народного поэта Калмыкии, было для учителей не только вдохновляющим напутствием, но и заставило всех присутствующих снова задуматься о главных ценностях жизни, оглянуться в прошлое, чтобы извлечь его уроки, осознать значение традиций, таких понятий, как честь, верность, дружба, почитание своей истории, культуры.

А авторитетный в педагогических кругах не только Калмыкии, но и России академик Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, автор известной технологии УДЕ-укрупнение дидактических единиц, с благодарностью вспомнил «Учительскую газету», сыгравшую свою роль в популяризации его научных достижений.

Несмотря на трудности, которые Республика Калмыкия испытывает не в меньшей мере, чем другие регионы России, здешнюю систему образования можно смело отнести к активно развивающейся, инновационной. Да и сами параметры обсуждения темы форума «Новые образовательные стратегии: реалии и перспективы развития образования Республики Калмыкия» тому подтверждение. Здесь разговор шел о том, кто будет востребован обществом через несколько лет, изменятся ли критерии социализации и профессиональной подготовки, каковы тенденции развития структуры и технологии самого образования, в первую очередь связанные с информатизацией, как решать проблемы ресурсного обеспечения, становления гражданского общества. Кстати, о компьютеризации. При среднем общероссийском показателе 100 учеников на один компьютер в Калмыкии эта цифра иная – 15 учеников. Республика позитивно заявляет о себе и по другим показателям: третий год успешно участвует в экспериментах по ЕГЭ, по профильному обучению, по работе с одаренными детьми на раннем этапе (в текущем году проведен Первый интеллектуальный марафон среди учащихся, занимающихся по системе П.В.Занкова).

В Калмыкии достаточно развита образовательная инфраструктура: 207 общеобразовательных учреждений, 121 ДОУ, 11 НПО, 7 СПО, Калмыцкий государственный университет, есть филиалы вузов, ссузов. Специфика же заключается в том, что 80% школ – сельские. И поскольку в последние годы существенно сокращается численность населения на селе, что неизбежно отражается на судьбе сельской школы, в республике первостепенное внимание уделяется именно этой проблеме. Распоряжением президента республики Кирсана Илюмжинова выпускники сельских школ имеют право целевого поступления на педагогические специальности Калмыцкого университета на бюджетной основе.

Четыре дня на республиканском педагогическом форуме были насыщены встречами, дискуссиями, общением с яркими, увлеченными педагогами, руководителями разных уровней. После беседы с первым заместителем Председателя Правительства Республики Калмыкия Андреем Кекшиновичем Манджиевым захотелось больше узнать о культуре, истории этого удивительно гостеприимного, мудрого, добросердечного народа, склонного, как писал о них Николай Васильевич Гоголь, «к иронии и оригинальной остроте». Подумалось мне и о том, что религия все-таки серьезно влияет на формирование характера народа, уклада жизни.

В книге «Буддийская практика» Его Святейшество Далай-лама ХIV говорит о нравственности, сосредоточенном созерцании и мудрости, без которых нельзя достичь Просветления, т.е. сострадательного, миролюбивого, спокойного и мудрого отношения к миру… Мне показалось, что калмыцкий народ этими качествами наделен в полной мере… Ханжанав, Калмыкия!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте