10 декабря 1930 года президиумом ВЦИК принято постановление “Об организации национальных объединений в районах расселения малых народов Севера”. В соответствии с ним был образован Остяко-Вогульский автономный округ. В 1931 году началось строительство нового поселка для окружного центра. Он стал называться Остяко-Вогульск. Позднее, 23 октября 1940 года, окружному центру было дано новое название – Ханты-Мансийск. Соответственно и округ стал называться Ханты-Мансийским.
В системе начального образования округа находится 87 начальных школ, в которых обучаются 70199 школьников, из них первоклассников – 17758. По сравнению с 2000 годом число учащихся начальных классов уменьшилось на 953 человека, что связано с демографической ситуацией в целом по России. Количество школ-детских садов по сравнению с 2000 годом (27) осталось неизменным.
В 2001 году зарегистрировано два новых общеобразовательных учреждения: лицей в Сургуте и начальная школа-детский сад N3 с классами для слабослышащих детей в Нефтеюганске.
В 2001 году наметились положительные тенденции в сокращении числа школ, работающих в 3 и 2 смены. Всего в округе таких школ 68,8 %.
В районы с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью закуплены компьютеры (по проекту “Компьютеризация сельских школ-2001”) на сумму 6 миллионов 696 тысяч рублей и компьютеризировано 76% сельских школ. Созданы специализированные маршруты “Школьный автобус”, на которых используются вновь приобретенные автобусы (всего закуплено свыше 100 автобусов для всех территорий округа).
Более 60% выпускников 11-х классов ежегодно поступают в высшие учебные заведения. Есть такие территории в округе, где процент поступления в вузы составляет 70 – 80% (города Ханты-Мансийск, Когалым, Югорск, Лангепас, Урай).
Наблюдается рост количества национальных школ. В 2000 году их было 40, в 2001-м стало 42. Увеличение общего числа учащихся произошло на 12%, в том числе коренной национальности – на 20%. На начало 2001-2002 учебного года численность учащихся национальных школ составила 6264 человека, из них коренной национальности – 3445 человек.
Число учреждений начального профессионального образования по автономному округу составляло в 2000 году 21 единицу, в 2001-м – 19 единиц. В целом контингент обучающихся составил: в 2000 году – 10126 человек, в 2001 году – 10819 человек. Прирост контингента составил 693 человека, или 6,8%. Таким образом, можно констатировать, что к 2001 году система НПО обрела некоторую устойчивость и оптимальную численность.
В образовательных учреждениях округа работают около 40 000 педагогических работников, из них 75% имеют высшее образование, 4160 (10%) – высшую квалификационную категорию. В дошкольных учреждениях округа работают 9587 педагогов, в том числе 161 – коренной национальности. В общеобразовательных учреждениях – 17479, в том числе 897 – коренной национальности. В системе профессионального образования трудятся 3436 работников. В вузах округа занимаются преподавательской деятельностью 247 кандидатов и 69 докторов наук. В учреждениях дополнительного образования округа работают 1693 педагога. Важным фактором стимулирования и развития педагогического творчества выступают аттестация и профессиональный конкурс на лучшего педагога дополнительного образования “Сердце отдаю детям”.
Комментарии