Законодатели автомобильной моды работают в Бронницах, в научно-исследовательском испытательном институте автомобильной техники Министерства обороны РФ. До недавнего времени по территории этого учреждения не ступала нога журналиста – настолько оно было засекречено. Однако для нас было сделано исключение. Правда, сотрудник, отвечающий за соблюдение режима секретности, все же проявил к нам интерес. Однако, убедившись, что выведывать военные тайны мы не собираемся, успокоился. Нас же интересовал единственный вопрос: на чем будет передвигаться российский солдат в обозримом будущем?
Величайшим изобретением человечества генерал-майор Евгений Рыбин считает колесо. Ему, начальнику 21-го научно-исследовательского испытательного института (НИИИ) автомобильной техники Министерства обороны РФ, как никому другому, известна роль, которую военная автомобильная техника занимает в общей системе вооружения Российской армии. В Ракетных войсках стратегического назначения, Военно-воздушных силах, тылу Вооруженных Сил России практически все подвижное наземное вооружение смонтировано, выражаясь научным языком, на автомобильных базовых шасси. Проще говоря, на автомобилях. По Вооруженным Силам в целом этот показатель составляет около 94 процентов. Впечатляет, не правда ли?
“Наш институт, – рассказывает генерал-майор Рыбин, – является основным звеном в формировании и реализации единой военно-технической политики в области создания и использования военной автомобильной техники. На его долю приходится до 90 процентов объема научно-исследовательских и испытательных работ в системе Главного автобронетанкового управления по автомобильному направлению. В настоящее время у нас завершается серия опытно-конструкторских работ по созданию образцов военной автомобильной техники нового, четвертого поколения.
Эти работы ведутся по всем группам техники и направлены на всестороннее улучшение технических свойств машин, в первую очередь оперативно-тактического плана. Таких, как подвижность, готовность к применению, живучесть и других. Все группы перспективной техники разрабатываются в составе высокоунифицированных семейств машин с учетом технологии “двойного назначения”. Большое внимание уделяется их компьютеризации, внедрению автоматизированных систем диагностики, контроля и управления работой агрегатов машин и их движением. В четвертом поколении машин предполагается полностью завершить дизелизацию автомобилей многоцелевого назначения. На специальных колесных шасси и гусеничных машинах вместо танковых двигателей будут устанавливаться более высокоресурсные и экономичные двигатели автомобильного типа. В каждом классе грузоподъемностей гусеничных машин планируется создать снегоболотоходные модификации в двухзвенном сочлененном поколении. Основные работы по созданию образцов военной автомобильной техники нового поколения мы планируем завершить к 2005 году”.
Именно в стенах института определяется облик будущего военного автомобиля. Он материализуется, обретает конкретные очертания в тактико-технических заданиях, которые затем передаются в конструкторские бюро автозаводов, чтобы воплотиться уже в “железе”. Сюда же, в Бронницы, поступают новые образцы автомобильной техники для государственных приемочных испытаний. И только после этого автомобиль получает путевку в большую жизнь.
Не зря говорится: лучше раз увидеть, чем семь раз услышать. Нашим гидом по лабораториям института стал заместитель начальника по научной работе полковник Виктор Добромиров. От него узнаем, что каждый новый образец должен пройти проверку по более чем 350 параметрам. На уникальном комплексе испытательных дорог (о нем чуть позже) и лабораторных стендах исследуются габаритно-массовые, тягово-динамические и тормозные показатели, плавность хода, проходимость, устойчивость и управляемость, уровень шума, параметры экологии, эргономики, надежности новых автомобилей в диапазоне температур от минус до плюс пятидесяти градусов.
В машинном зале электрооборудования как раз “замораживали” аккумуляторы. Комплекс климатических камер, имеющихся там, позволяет “гонять” узлы новых машин в условиях чуть ли не космических: при температурах до минус 160 градусов и в условиях, близких к вакууму.
Однако настоящим прорывом можно считать работу отдела электрооборудования и электронных систем института по совершенствованию систем запуска автомобиля. Всем знакома картина, когда по сигналу тревоги зампотех весь в мыле пытается запустить батальон с помощью одного-двух более или менее годных аккумуляторов. Радикально изменит ситуацию использование накопителей энергии. Это устройство – своеобразный конденсатор – может запитываться даже от самого “дохлого” аккумулятора, а затем, разряжаясь, запускать двигатель. Накопители энергии уже устанавливаются на армейских автомобилях.
Газетной страницы не хватит, чтобы рассказать обо всех уникальных разработках 21-го НИИИ. Но несправедливо было бы умолчать о том, что разработки по локальному бронированию военной автотехники при ее использовании в локальных конфликтах позволили, говоря армейским языком, обеспечить снижение безвозвратных потерь водительского состава и экипажей машин почти на 20 процентов. А если попросту – спасти немало солдатских жизней в ситуациях, когда гибель могла быть неминуемой. Своими глазами в парке института видел УАЗ, только что вернувшийся из Чечни. 26 пуль попали в машину. Но, благодаря локальной броне, установленной на ней, никто из экипажа не пострадал. Сейчас идет работа над созданием локальной брони для серийных автомобилей. Она сможет защитить экипаж, жизненно важные узлы и агрегаты машины от огня стрелкового оружия и осколков, летящих со скоростью до 800 метров в секунду. Причем эта защита будет находиться на складах и при необходимости устанавливаться водителем.
Особая гордость института – уникальная комплексно-испытательная трасса. По количеству различных “заморочек” она вполне может тягаться со знаменитым абердинским полигоном в США. Впрочем, названия спецучастков говорят сами за себя: косоволновый, шашечный, синусоидального профиля, клиновых холмов. Есть грунтовый и булыжный участки. В ходе государственных приемочных испытаний любой новый автомобиль должен пройти не менее 30 000 километров – гарантийный пробег. Прогон по таким спецучасткам позволяет ускорить проведение испытаний и существенно сократить сроки доводки новых конструкций. На наших глазах по клиновым холмам наматывал круги трехосный КамАЗ. Порой казалось, что кабина и кузов машины движутся отдельно – настолько они отклонялись друг от друга. И все же машина выдерживала эти нагрузки. Однако случалось, что рамы некоторых автомобилей скручивались. Но на то и испытания.
Сейчас в институте проходят испытания более двадцати образцов новой автотехники. Из армейских автомобилей общего назначения выделю УАЗ-3153, на котором можно не только перевозить личный состав, но и монтировать легкое артиллерийское и тяжелое вооружение весом до 1 тонны. Двигатель мощностью 98 “лошадок” обеспечивает движение с максимальной скоростью до 120 километров в час. Идущий на смену ГАЗ-66 автомобиль “Садко” ГАЗ-33097 с дизельным 116-сильным двигателем способен развивать скорость до 90 километров в час. Он предназначен и под монтаж военной техники и вооружения, и для перевозки людей и грузов, и для буксировки различных прицепных систем.
А ГАЗ-3337.10 и его модификации предназначены для выполнения широкого круга задач по обеспечению боевых действий войск в полосе переднего края. Семейство включает в себя небронированную и бронированную модификации грузоподъемностью до 1,5 тонны. Дизель в 175 “лошадок” позволяет развивать скорость до 120 километров в час.
…На комплексе препятствий переднего края гоняли двухзвенный гусеничный транспортер “Вездесущий”. Его предшественники – знаменитые “двухзвенники” семейства “Витязь”. Они предназначены для монтажа, транспортировки вооружения и техники, перевозки личного состава в особо тяжелых дорожных и климатических условиях. Аналогов техники, обладающей такими грузоподъемностью, грузовместимостью и способностью к плаву, за рубежом нет. Рассказывают, что в Казахстане шел монтаж трубопровода в одном из труднодоступных заболоченных участков. Свои услуги предложили шведы со своим “двухзвенником”. Все шло хорошо до тех пор, пока на пути не встретилась речушка – воробей перепрыгнет. Тут-то шведы и “потухли”. А наш “Витязь” прошел с грузом по воде, аки посуху… Хорошо зарекомендовали себя эти машины и во время войны в Чечне.
Но испытания не ограничиваются лишь бронницким полигоном. Даже в нынешних непростых экономических условиях специалисты института снаряжают экспедиции, чтобы погонять новые образцы в различных климатических условиях: по болотам, в пустыне, на Крайнем Севере. В одном из таких пробегов по бездорожью участвовали и “хаммеры”. Не без гордости нам рассказали, как отечественные уазы и газоны по родной грязи запросто превосходили хваленые американские внедорожники.
Не обходятся испытания и без курьезов. Как-то во время испытаний ГАЗа в Средней Азии машина попала в отару овец. Пришлось остановиться. Тут водитель возьми да и скажи напарнику: “Ты дверцу приоткрой, прихвати втихаря барана. Глядишь, вечером шашлыком побалуемся”. Тот так и поступил: ухватил то, что попалось под руку, втащил в машину. Говорят, эти испытатели еще долго потом вздрагивали при слове “шашлык”. Вместо барана незадачливые похитители схватили… волкодава…
Жизнь не стоит на месте. И сегодня в 21-м НИИИ АТ МО РФ уже формируется облик военных автомобилей, которые поступят на вооружение в 2010 году. Поверьте на слово, “хаммеры” и прочие “вольво”, как говорится, с ними и рядом не стояли…
Сергей ПРОКОПЕНКО
Комментарии