В этом году мы отметим небольшой юбилей нашего олимпийского движения юных граждановедов. Исполняется 10 лет со времени проведения самой первой олимпиады, положившей начало ее популярности среди российских школьников.
4. Какую главную ценность провозгласила Российской Федерации? Как это реализуется в жизни государства и общества?
Сегодня спешим порадовать всех тех, кто ждет полюбившийся конкурс, и тех, кто о нем еще не знает: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» при поддержке Федерального агентства по образованию объявляет Х Всероссийскую олимпиаду по граждановедческим дисциплинам.
Олимпиада проводится по трем возрастным группам: 6-7-е классы, 8-9-е классы, 10-11-е классы. Могут участвовать ученики 6-11-х классов.
Всего будет три этапа.
1-й этап – все желающие в письменной форме отвечают на вопросы в зависимости от возрастной категории. Ответ на один вопрос не должен превышать объема в 1 страницу, а вся работа – 25 страниц с учетом эссе.
От участников требуется не только знание фактического материала, но и умение высказывать собственную точку зрения. Находить аргументы и контраргументы, формулировать основные выводы. При ответе следует показать знание современных политических процессов в России и мире, а также высказать собственную гражданскую позицию по актуальным общественным проблемам. Тема эссе требует размышлений.
Ответы предоставляются в печатном и электронном виде на дискете или СД-диске (на дискете или СД-диске следует указать фамилию и инициалы учащегося, выполнившего работу, класс, школу, а также регион, указать название «Олимпиада-2006»).
Конкурсные материалы высылаются по адресу: 107045, Москва, Ананьевский пер. 4/2, стр. 1, «Учительская газета» с пометкой «Олимпиада» не позже 30 апреля 2006 г. (по почтовому штемпелю). Необходимо указать фамилию, имя, отчество участника, домашний адрес, адрес школы, класс; контактные телефоны; фамилию, имя, отчество педагога-консультанта.
2-й этап – заочный. Эксперты анализируют присланные работы и отбирают 15 лучших, авторы которых и их педагоги будут приглашены на третий этап. По итогам второго этапа победителям высылаются приглашения.
3-й этап – финал, который будет проходить в Москве с 1 по 4 августа 2006 г. Все транспортные расходы (проезд участников финального этапа к месту проведения олимпиады и обратно) и оплату проживания берет на себя ассоциация «За гражданское образование». Список победителей будет опубликован в «Учительской газете» и в приложении к ней «Граждановедение».
Заочный тур
Государство и Конституция
1. Нужны ли Российской Федерации государственные символы? Что они символизируют?
2. По Конституции Российской Федерации Россия является суверенным государством. В чем заключается суверенитет государства?
3. Чем характеризуется федеративное устройство Российской Федерации?
4. Какова процедура принятия федеральных законов в России?
5. Кому в Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы? Что означает это право?
Демократия
1. Какова роль женщины в политике?
2. Зависит ли уровень демократии от количества политических партий? Ответ аргументируйте.
3. Почему в демократическом обществе разрешено все, что не запрещено законом? Ответ обоснуйте.
4. Почему парламент является одним из главных инструментов демократии? Ответ аргументируйте.
5. Можно ли установить демократию диктаторскими методами? Ответ поясните.
Выборы
1. Какие цензы могут существовать в избирательных системах различных стран? Что вы знаете об избирательных цензах современной России?
2. Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. Как, по-вашему, этого можно добиться?
3. Почему так важно участие граждан в голосовании?
4. Как вы думаете, почему граждане получают избирательное право только по достижении определенного возраста?
5. Какую роль играет гласность в ходе избирательной кампании?
Права человека
1. Является ли соблюдение прав человека внутренним делом каждой страны?
2. Какими из прав человека вы пользовались в своей жизни?
3. Как реализуются права детей в нашей стране?
4. В чем различия между политическими и гражданскими правами? Приведите примеры.
5. Женщины все время боролись за право голосовать, но когда впервые получили его, то лишь немногие воспользовались им. Почему?
Эссе
Почему выборы считаются средством справедливого решения политических вопросов?
1. В чем причины принятия в 1993 году всенародным голосованием новой Конституции Российской Федерации?
2. Является ли современная Россия социальным государством? Как это закреплено в Конституции Российской Федерации? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Что называют основами конституционного строя? Каковы основы конституционного строя в Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации?
4. Какую главную ценность провозгласила Конституция Российской Федерации? Как это реализуется в жизни государства и общества?
5. Раскройте место и роль Конституции Российской Федерации в правовой системе страны.
1. Каковы плюсы и минусы демократии?
2. Нередко к понятию «демократия» добавляют определение «либеральная». Как, по-вашему, может ли демократия быть нелиберальной?
3. Как вы понимаете весьма популярную сейчас мысль: «Суть демократии не во власти большинства, а в защите всех меньшинств от большинства»? Как эта мысль сочетается с основным демократическим принципом подчинения меньшинства большинству?
4. Чем различается роль силовых структур в демократическом и тоталитарном государстве?
5. Какие проблемы становления демократии в России, на ваш взгляд, наиболее актуальны? Почему вы так считаете?
1. Какие изменения внесены в 2005 г. в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»? Какими преимуществами и недостатками, с вашей точки зрения, обладают эти изменения?
2. Объясните, почему избирательное право является политическим правом. Какие вы еще знаете политические права? Как они связаны с избирательным правом?
3. Что такое референдум? Как и по какому поводу проводятся референдумы в Российской Федерации?
4. Какова роль политической культуры в избирательном процессе?
5. Как, по-вашему, при каких условиях выборы могут способствовать повышению эффективности государственной власти и местного самоуправления?
1. Обоснуйте связь гражданских и политических прав и приведите примеры, доказывающие эту связь.
2. Какие из гражданских прав вы считаете самыми важными? Обоснуйте свой выбор.
3. Чем вы можете объяснить, что требования права свободы слова, митингов, собраний, демонстраций являлись непременными требованиями всех революционных движений с конца XVIII века?
4. Какую роль в жизни общества и человека играет право на свободу союзов и ассоциаций? Каким является это право: гражданским или политическим? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Некоторые ученые считают, что наличие гарантий реализации социально-экономических прав является важной предпосылкой стабильного существования правового государства. Согласны ли вы с этой оценкой?
Являются ли выборы средством справедливого решения политических вопросов сегодня?
1. Каково место Конституции РФ в правовой системе страны?
2. Какие национальные проекты объявлены Правительством РФ приоритетными в 2006 году? Каково ваше отношение к ним?
3. Как в Конституции РФ отражается принцип уважения многообразия?
4. Что вы знаете о деятельности органов местного самоуправления в вашем городе (селе, деревне, станице)?
5. Какие меры вы могли бы предложить для повышения эффективности работы государственного аппарата в России?
1. Что вы знаете о развитии молодежного парламентаризма в Российской Федерации (и/или в вашем субъекте РФ)?
2. Нужен ли государственный и общественный контроль за СМИ?
3. Каковы причины принятия закона об общественных организациях и какова его возможная эффективность?
4. Возможны ли случаи, когда право и справедливость вступают в противоречие друг с другом?
5. Существуют ли демократические пути решения политических конфликтов в современном мире?
1. Каким образом новые правила выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе могут сказаться на общественно-политической жизни России?
2. Какие изменения внесены в 2004 году в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»? Каково ваше отношение к этим изменениям?
3. Каковы общие черты и основные различия между выборами в Государственную Думу Российской Империи в 1906 году и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2003 году?
4. Как можно бороться с правонарушениями в избирательном процессе?
5. Отражают ли результаты выборов в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации ожидания и надежды избирателей?
1. В каких случаях может быть ограничена религиозная деятельность?
2. Какие правозащитные организации России вы знаете и какова их роль в жизни страны?
3. Что вы знаете об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предусмотренном Конституцией РФ? Существует ли подобный институт в субъекте РФ, в котором вы проживаете?
4. Что вы считаете своими неотъемлемыми правами и как они реализуются?
5. Как, по вашему мнению, созданная недавно Общественная палата может способствовать реализации прав человека в России?
Комментарии