search
main
0

Гжель в кубиках. Игры на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Я работаю с учащимися начального и среднего звена. Преподавание предмета веду по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», ориентируясь на дифференциацию по возрасту, так как целевые установки в каждом периоде обучения искусству имеют свою специфику: 1-4-й класс – общеэстетическое развитие с акцентом на воспитание эмоциональной отзывчивости и первичных форм художественного воображения (оценка окружающей действительности); 5-8-й класс – период сознательного овладения культурными ценностями, познание красоты с помощью знаний, умений и навыков, полученных при изучении предмета.

Но общая цель преподавания предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной через формирование отношения к искусству и жизни, общение с искусством через постижение специфики его языка, его природы.

Это очень трудная задача не только для учителя, но и для учащихся, которые за весь период обучения по данному предмету должны научиться понимать искусство, выполняя различные виды деятельности: конструктивную, изобразительную, декоративную. И в этом мне помогают обучающие игры. Не только дети, но и взрослые успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения – активность учащегося, а также сопутствующий фактор – общение на заданную тему. Использование игровых форм ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, в кратчайшие сроки обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков по ряду тем, изучаемых на уроках изобразительного искусства.

Для снятия эмоциональной напряженности учащихся важно ориентировать их в любой обучающей игре на соревнование, которому присуща нестандартность решений и ответов.

Игровые формы обучения имеют общие целевые ориентации.

Дидактические:

– расширение кругозора, познавательная деятельность;

– применение ЗУН в практической деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитывающие:

– воспитание самостоятельности и воли;

– воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:

– развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;

– развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения;

– развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:

– приобщение к нормам и ценностям общества;

– адаптация к условиям среды;

– стрессовый контроль, саморегуляция;

– обучение общению;

– психотерапия.

С позиций этих целевых ориентаций хочу рассмотреть несколько обучающих игр, которые я применяю для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей школьников.

Итак, к примеру, тема урока: «Гуашь, три основных цвета». 2-й класс, 1-я четверть, 1-й урок. Этот урок предполагает решение таких задач:

1) развитие отзывчивости к красоте цвета в природе и искусстве;

2) дать представление о трех основных цветах и о получении их смесей (оранжевая, фиолетовая, зеленая), формировать навыки работы кистью, гуашевыми красками, смешения красок для получения новых цветов с использованием всей плоскости листа.

В стандартной ситуации учитель после объяснения сразу же показывает приемы смешения красок на листе бумаги, и дети повторяют их.

Я же на этом уроке сначала использую альтернативный способ смешения цветов, применяя диапроектор, который помогает мне очень быстро и доступно решить задачи урока нестандартными методами с помощью цветных пленок трех основных цветов (красный, желтый, синий). Пленки вставляются в специальную рамку, выполненную из картона, которая позволяет быстро смешивать краски, получая дополнительные (составные) цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый) разной насыщенности.

См. приложение №1

Игра проходит на фоне игровой ситуации похода художника вместе со своими друзьями-красочками на природу. «Компания» любуется ее красотами и разнообразием цветов, восхищается появившейся после дождя на голубом небе радугой.

Следующая тема урока: «Ритм пятен». 2-й класс, 4-я четверть, 3-й урок.

Задачи урока:

1. Научить понимать ритмы в природе, в работе художника.

2. Дать представление о ритмической организации плоскости как важнейшем средстве выражения характера, настроения, взаимоотношения масс, их движения, чередования.

3. Формировать навыки композиционного построения плоскости (сгущение, разрежение, чередование, положение относительно краев).

Задание. Украшение весеннего панно летящими птичками. Изображение движения птиц при помощи изменения ритма их расположения на плоскости.

Объяснение темы урока строю на показе одного из способов построения композиции ритма движения птиц, используя какую-то жизненную ситуацию, т.е. показываю принцип выполнения задания. Но существует множество других ситуаций. Проиграть их я предлагаю детям.

Для этого использую пособие, представляющее собой индивидуальные металлические магнитные доски с набором пятен в виде птичек, вырезанных из цветной пленки с приклеенными к ним магнитиками. Или по вариантам, или по группам дети проигрывают разные ситуации ритма движения птиц сами и находят верный способ решения задачи.

См. приложение №2

Таким же комплектом, но только в более крупном масштабе, я пользуюсь на доске при объяснении задания.

После того как композиция будущей работы найдена, я показываю прием изготовления птиц из цветной бумаги методом складывания. Дети продолжают выполнять практическую работу в технике аппликации.

В 3-м классе дети приобщаются к миру красоты через знакомство с широким кругом проявлений искусства в окружающей жизни: прикладным искусством, архитектурой и дизайном.

Тема урока: «Твои игрушки», 3-й класс, 1-я четверть, 2-й урок.

На этом уроке продолжается изучение темы, начатой на предыдущем, где дети получили общее представление о разнообразии предметов и вещей для дома и школы (мебель, ткани, обои, обувь, книги, игрушки и т.п.) и более конкретно о самых дорогих и близких ребенку предметах искусства – игрушках, познакомились с видами игрушек, узнали, как народные мастера-художники создавали глиняную игрушку (акцент на дымковскую, абашевскую, филимоновскую игрушки), сами побывали в роли мастера, создав в пластилине объемный проект своей игрушки.

На этом уроке детям дается другое практическое задание – расписать, декорировать игрушку, используя элементы росписи одного из видов народной глиняной игрушки.

1) Пробуждение радости от создания своей игрушки, приобщения к работе мастера-художника народной игрушки.

2) Обогащение и закрепление представления детей об элементах росписи народных игрушек.

3) Развитие навыков работы красками и кистью для росписи народных игрушек.

Для обогащения и закрепления знаний детей о многообразии форм и элементов росписи дымковской, абашевской и филимоновской игрушки, чтобы научить распознавать характерные особенности народных игрушек, я использую игру «Кубики».

Детям предлагается собрать изображение одной из двух игрушек (лошадку или бабу), каждая из которых представлена в трех вариантах (абашевская, филимоновская и дымковская), сопоставляя элементы росписи, характерные для данного художественного промысла.

См. Приложение №3.

На доске висит таблица с контурным изображением этих игрушек.

См. Приложение №4.

7-й класс, 2-я четверть, тема урока: «Связь времен в народном искусстве». 3-4-й урок. Общая тема: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие». Задачи этих уроков:

1) Более глубокое знакомство детей с традициями, своеобразием художественного языка, особенностями формы, цветовой гаммы, ограниченном единстве формы и декора произведений художественных промыслов: Хохломы, Городца, Гжели.

2) Укрепление эмоциональных связей детей между их собственной деятельностью и творчеством художника в процессе создания хохломской посуды, предметов быта Городца, гжельской керамики.

3) Развитие навыков создания детьми собственных проектов-импровизаций в русле образного языка народного искусства (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов).

Закрепление умения различать стилистические особенности декоративного народного искусства Хохломы, Городца и Гжели.

Задание. Работа над проектами-импровизациями по мотивам одного из трех художественных промыслов (Гжели, Хохломы, Городца). Это задание выполняется на 4-м уроке.

Перед тем как дети приступят к выполнению практического задания, я провожу опрос на повторение и закрепление материала, изученного на 3-м уроке в виде игры «Лото». Она состоит из карточек на картонной основе с контурным изображением элементов росписи Хохломы, Гжели, Городца, которые раздаются детям по одной или по две.

См. Приложение №5.

Детям также выдается комплект из трех баночек (из-под фотопленки) с вложенными в них картонными фишками с надписями «Хохлома», «Гжель», «Городец». У меня мешочек с таким же количеством фишек (по количеству элементов в карточках), изготовленных из крышек из-под газированной воды с надписями «Хохлома-лист», «Городец-цветок», «Гжель-бутон», «Хохлома-петух», и т.д. Я вынимаю поочередно фишки с элементами росписи, а дети должны на карточке найти этот элемент и закрыть его своей фишкой. Кто быстрее закроет все элементы, тот и выиграл. Это очень непростая для детей работа, так как игра проходит в высоком темпе.

Проверку результатов игры проводим вместе, сравнивая результаты с таблицами, изображающими элементы росписи в цвете.

После этого дети приступают к выполнению практического задания по составлению композиции и цветового решения росписи предметов быта (разделочная доска, тарелочка, чашка и т.д.) в технике гжельской, хохломской или городецкой росписи.

Вернемся к 3-му классу, 2-я четверть, тема «Искусство на улицах твоего города». Она расширяет представления детей о роли художника в создании облика родного города (архитектурные памятники, парки, ажурные решетки, наличники, витрины, машины и т.д.).

Тема 6-го урока – «Транспорт». Цель этого урока – обратить внимание детей на выразительность форм транспорта: воздушного, наземного, водного, на его историческую эволюцию, отметить образное начало в облике машин, самолетов, кораблей, показать сходство их форм с природными (самолет – стрекоза, птица; подводная лодка, корабль – рыба; автомобиль – жук).

На этом уроке дети должны приобщиться к работе художника-дизайнера, перед которым стоит задача не только сконструировать новую модель транспорта, но и украсить ее так, чтобы она отличалась от предыдущих моделей, была конкурентоспособной.

Дети выполняют все виды деятельности: конструктивную, изобразительную, декоративную. В этом им помогает игра «Конструктор».

См. Приложение №6.

Ребята выступают в роли конструктора автомобиля: грузового, легкового, пассажирского, собирая его из отдельных элементов (деталей), изготовленных из дерева. Колеса изготавливаются из крышек из-под растительного масла с гвоздиком (для обшивки мебели) вместо оси. Когда автомобиль собран, дети зарисовывают его в альбом, украшая недостающими деталями (оригинальная форма фар, колес, собственное цветовое решение и т.д.).

Эта игра способствует интенсификации учебного процесса, облегчает усвоение учебного материала.

Разработанные и изготовленные мной игры являются универсальными и могут применяться на разных этапах урока (объяснение, повторение, закрепление материала, на обобщающих уроках четверти и года) и на разных стадиях обучения детей предмету «Изобразительное искусство и художественный труд».

Светлана ЖУКОВА, учитель изобразительного искусства СШ №6 округа Вязники Владимирской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте