search
main
0

«Гвозди» для малышей

В помощь родителям первоклассников

Когда речь идет о подготовке ребенка к школе, родители в первую очередь заботятся о том, чтобы научить его читать, писать и считать хотя бы на самом базовом уровне. И при этом забывают о множестве подводных камней, с которыми может столкнуться первоклассник в процессе адаптации к школьной жизни. Об этом не понаслышке знает Светлана Дмитриева, педагог-психолог с большим стажем, побывавшая в роли и ученицы, и учителя, и мамы дочери-школьницы. В своей книге «Мама, мне пора в школу!» она рассказывает о важных практических навыках, которые необходимы начинающему школьнику, и о том, что взрослые могут сделать для его развития. Эти навыки автор сравнивает с десятью гвоздями, проводя параллель с известным стихотворением С.Я.Маршака «Гвоздь и подкова»: «Враг вступает в город, // Пленных не щадя, // Оттого, что в кузнице // Не было гвоздя».

Каждая из глав книги посвящена отдельной проблеме.

Так, глава «А где Миша?» рассказывает о том, что необходимо учить детей ориентироваться в пространстве. Первоклассник может заблудиться в школьных коридорах, путать право и лево. А это создает трудности и для самого ребенка, и для педагогов, и для родителей. Поэтому необходимо помочь ребенку овладеть базовыми пространственными понятиями «справа», «слева», «спереди», «сзади», «снизу», «сверху» и т. д., а также тренироваться, осваивая новые пространства в торговых центрах, музеях, парках, кинотеатрах – везде, где вы бываете вместе, превращая это в игру, например в поиски клада.

Освоение времени не менее важно. И об этом речь идет в главе под названием «Сколько еще ждать?». Некоторые младшеклассники уже умеют определять время по часам, но часто они не в состоянии оценить промежутки времени, например, понять, сколько еще осталось до того или иного события. И это может привести к отставанию: ребенок просто не успевает выполнить задание к назначенному времени. Дмитриева советует обязательно помогать детям овладеть основными временными понятиями: они должны научиться определять время суток (утро, день, вечер или ночь), знать дни недели, месяцы и времена года, уметь самостоятельно определять, какое время суток, день или месяц сейчас, что будет дальше. Взрослые должны почаще использовать в обращениях к ребенку слова, связанные со временем, учить «читать» часы и календарь, а главное – привязать это время к повседневной жизни ребенка, а не просто контролировать его, заставляя выполнять дела по расписанию.

Автор считает, что детей необходимо учить ориентироваться на взрослых. Например, искать родителя или педагога в толпе, чтобы не отстать, здороваться с соседями, первыми обращаться ко взрослым со своими просьбами и проблемами. В этом помогут различные игры – в шпионов, в экскурсию и даже в школу.

«Как пройти в библиотеку?» не только цитата из фильма, но и название очередной главы. Случается, что ребенок нормально общается с близкими и хорошо знакомыми ему людьми, но стесняется первым заговаривать с малознакомыми взрослыми и детьми, а в числе таковых могут оказаться и учителя, и одноклассники. Конечно, бывают случаи аутизма, но чаще всего ребенок просто не научен, как обращаться к другим людям, говорит Дмитриева. Нужно стимулировать ребенка на то, чтобы он самостоятельно подходил к окружающим – прохожим, продавцам, контролерам, экскурсоводам – и спрашивал то, что его интересует. Если ребенок, наоборот, общительный, но не умеет говорить крат­ко, формулировать свои мысли, то его необходимо этому научить. Идеальная просьба выглядит так: имя того, к кому обращаются (если ребенок знает), плюс вежливое обращение («подскажите, пожалуйста»), затем сама просьба, четко изложенная в нескольких словах или фразах.

Дмитриева советует родителям давать детям домашние заготовки на тему, как начинать и продолжать общение с ровесниками. Скажем, спрашивать: «Ты тоже ждешь маму?», «Тебе здесь нравится?», «Ты откуда?», «Сколько тебе лет?», «Ты далеко живешь?» и т. д. Если сверстник включится в разговор, можно спросить об имени (если оно неизвестно) и начать продвигаться дальше, например, поинтересоваться, какие игры или мультики нравятся, нащупав таким образом совместные интересы. Это годится не только для школы, но и для других ситуаций.

В школе никак не обойтись без правил, и об этом глава «Не бегай по коридору!». Буквально каждый шаг учащихся регламентирован: нельзя бегать, кричать, толкаться, надо входить в класс по звонку, вставать, когда входит учитель, и садиться только с его разрешения, и много чего еще… Если кто-то не соблюдает правила, допустим, на уроке бродит по классу или жует яблоко, пока его одноклассники слушают объяснения учителя, это мешает и учебному процессу, и его участникам.

Автор советует приучать ребенка к выполнению правил дома и в общественных местах, объясняя их смысл, скажем, убирать за собой, чтобы было чисто, не кричать громко, потому что так никто не услышит, что говорят другие люди…

Рассматриваются в книге и такие проблемы, как умение следовать инструкциям и пересчитывать объекты, привычка терять вещи или следование навыкам личной гигиены. На первый взгляд может показаться, что это мелочи, которые не стоят внимания. Вот только эти «гвоздики», как называет их автор, крайне важны для адаптации ребенка к школьной жизни и могут также сказаться на его дальнейшем будущем. Поэтому их надо научиться «забивать».

Светлана Дмитриева. Мама, мне пора в школу! Идем в первый класс без стресса и слез. М. : Издательский дом Мещерякова, 2022. – 158 с.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте