search
main
0

Гусята-оперята и скрипач. Виктор Чепуров создал театр, вдохновил Наталью Сац и стал почетным гражданином области

О Викторе ЧЕПУРОВЕ наша газета писала не раз. В те дни, когда его легендарный детский оперный театр «Гуси-лебеди», созданный при щелковской школе №12 имени Клима Ворошилова, восхищал Сибирь и Армению, города Нечерноземья и родное Подмосковье, «Учительская газета» пристально следила за успехами коллектива, рассказывая своим читателям о них. Чепуров не просто выстроил новую форму творческого действа, объединившего взрослых и детей, Виктор Николаевич, взяв старт в 1957 году под Новый год, заразил своим замыслом всю страну. Для него специально писали детские оперы, на VII Пленуме Союза композиторов СССР в 1961-м говорили о школьном театре много и с восторгом, и Наталья Сац признавалась, что именно «Гуси-лебеди», или, как их обозвал Сергей Михалков, «гусята-оперята», подтолкнули ее в 1965-м к созданию профессионального оперного театра для детей. В 2001 году Чепурову присвоили звание «Народный учитель России» и в 2002-м в 14-м номере «УГ» вышел прекрасный очерк Светланы Руденко об этом удивительном человеке, об истоках его прозорливости и том культурном пласте, который подняли на-гора невероятные музыканты – дети. 5 августа 2005 года губернатор Московской области Борис Громов отметил Чепурова как почетного гражданина этого края. Жена Виктора Николаевича не дожила до этого знаменательного события, уйдя из жизни всего лишь за месяц до присвоения звания. А ведь, как говорит Чепуров, если бы не его Надежда, всего бы этого могло бы и не быть. Только любовь и уверенность в поддержке любых своих начинаний дома позволили ему взлететь со своими лебедятами столь высоко.

Он увидел ее сразу. Прелестное нежное лицо заставило замереть. Нет, он, конечно же, встречал красивых женщин, физическое совершенство всегда очаровывало его. Но действительную ценность для Виктора Николаевича представляло другое: интеллект, способность воспринимать тончайшие движения ума и духа и побуждать к этому другого – вот что имело для него значение.

Виктор Николаевич родился в семье, где все любили музыку, песни, особенно отец Николай Никифорович. Он руководил ансамблем песни и пляски в новокузнецком Доме пионеров. А дома организовал семейный оркестр. Инструменты тогда у них были самодельными. Сестры Виктора играли на свистульках, похожих на свирели мерлинтонах, братья – на ударных и скрипке, отец – на баяне, сам Виктор – на бубне. Оркестр приглашали выступать в городском саду, в рабочих клубах. Они даже побеждали в олимпиадах! Николай Никифорович учил своих детей не зазнаваться, главным считал он, чтобы они постигали музыку, ее красоту и мудрость, чтобы она шла с ними по жизни, украшала ее.

Благодаря этим урокам отца у Виктора Чепурова сложилось свое видение действительности. Он не воспринимает вещи такими, как они кажутся, а старается найти их суть. Пытается отыскать скрытую поэзию образа. Вот и в этой женщине, Надежде, он сразу же увидел предрешение себе. В ее глубине он нашел наконец-то, что искал. Он увидел свет в конце пути, и одиночество оставило его.

Сегодня у него дочь, трое внуков, четверо правнуков. Его клан, впитавший в себя значимость музыки и умение дорожить семейными узами.

50-летие детского оперного театра «Гуси-лебеди» Виктор Чепуров отмечал с ними, своими самыми близкими и родными людьми. И с профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения Михаилом Сапоновым, и с педагогом музыкального училища из Миасса, заслуженным работником культуры России Верой Киреевой, и с актрисой Московского драматического театра на Таганке Еленой Манышевой, и с заслуженным деятелем науки России, академиком Владимиром Неволиным, и с солисткой Государственного музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лерой Долженко, и с актрисой Московского государственного театра оперетты Еленой Осиповой. Это его «гусята-оперята». Это тоже уже его семья. Единомышленники, ученики, друзья. Их сотни – за 30 лет работы театра в школе в постановках приняли участие более 3000 детей.

Юбилейную радость с Чепуровым разделила и министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, которая не перестает повторять, что благодаря почину Виктора Николаевича появилось множество площадок, где развивается детское оперное и вокальное искусство. Достижениями на этом поприще могут похвастаться Дубна и Подольск, Реутов и Фрязино, Пушкинский район.

Последователей у театра много и за рубежом: в Словакии, Болгарии, Германии, Венгрии, Польше, Финляндии, Эстонии, Грузии, Казахстане, Белоруссии. «Гуси-лебеди» оставили яркий след в развитии детской оперы. Когда-то школьному театру написали гимн:

…Пролетят – и

не найдешь следа,

Верю я, и верить

будет сердце:

Гуси-лебеди всегда, всегда

Будут прилетать

ко мне из детства.

Истоки театра подпитывали многие известные композиторы. Дмитрий Кабалевский писал Чепурову: «Вы молодцы, что занимаетесь таким интересным и увлекательным делом, которое учит любить и ценить искусство, понимать, что искусство – это не просто развлечение, а большая, важная и очень серьезная часть нашей жизни, жизни каждого человека». А Тихон Хренников сказал как-то Виктору Николаевичу: «Ваш театр завоевал славу яркого очага детской художественной культуры нашей страны. Все, сделанное вами для развития искусства юных, – настоящий педагогический подвиг!» Наверное, так оно и есть. Лебедята самим фактом своего существования заставляли писать музыку для себя, и она оказывалась чудесной. В составленном Чепуровым каталоге детских опер набралось 163 произведения. А книга Виктора Чепурова «Музыка в школе» стала одной из любимейших среди его коллег. И идея проведения фестивалей детских музыкальных оперных театров принадлежит ему. Они проходят сегодня на сцене Московского государственного академического музыкального театра, и их девиз: «Музыка – любовь моя». А Виктор Николаевич – постоянный почетный член жюри этих фестивалей.

В школу он пришел в гимнастерке и кирзовых сапогах – война только что закончилась. Но в руках у него была скрипка, с которой Чепуров не расставался со времен музыкалки. Скрипка, как друг, прошла через всю жизнь Виктора Николаевича. Она была с ним в радости и горе. Даже в перерывах между боевыми атаками в землянке он с нею вместе вспоминал любимых Глинку, Верди, Моцарта, Чайковского, Вагнера.

На перроне Ярославского вокзала в тот чудесный день, подсказавший ему путь к счастью, сложившемуся из любви и востребованности, раскрытия себя как талантливой личности и обретения тепла домашнего очага, Виктор Николаевич встретил однополчан-офицеров. Они служили на Чкаловской и уговорили его поехать с ними. Так Чепуров стал учителем музыки. Вошел в кабинет с сидящими настороженно детишками и заиграл им вальсы, песни, классику. Звуки его инструмента словно околдовали ребят, иначе чем объяснишь то, что он стал так популярен у щелковских школьников? А может, это оно и есть, педагогическое призвание?..

Пятьдесят три года посвятил Чепуров воспитанию детей. Говорит:

– Я убежден, что школьные годы и есть тот период, когда нужно дать человеку основы музыкальной культуры. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

Его скрипка по-прежнему волнует слушателей. Только теперь она оживает в руках правнучки Насти. Ценный подарок заставляет Настеньку дорожить качеством извлекаемых звуков, помнить, что прошла ее скрипочка вместе с неугомонным затейником прадедом.

Щелково

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте