search
main
0

Гуманитарии будут способствовать развитию образования

​В Общественный совет по развитию гуманитарного образования, который возглавил директор Института всеобщей истории академик РАН Александр Чубарьян, вошел член коллегии Департамента образования, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов. Лев Львович рассказал о том, зачем и почему создан такой совет.

В России гуманитарной науки как таковой в XX веке не было за исключением двух отраслей. Первая – это лингвистика, которая сохранялась в том числе потому, что большевики в ней ничего не понимали, особенно в фундаментальной и прикладной. А вторая отрасль – это образовательная психология. Правда, отечественным ученым у нас разрешали только жить и работать, в школы же их не пускали, их идеи на практике использовал Запад. Сегодня очень многое надо начинать заново. Возьмем хотя бы историю. Когда в Высшей школе экономики открывали факультет истории, мы отчетливо понимали, что клонировать у себя существующие исторические факультеты не будем. В вузах России исторические факультеты существуют почти без философии истории, социологии истории, психологии истории. История представляется как шампур событий и фактов, а должно происходить ее осмысление.Толчком для создания совета стали последние статьи Владимира Путина, где, в частности, говорится о проблемах гражданственности и национальной идентичности. Очевидно, что без изменений в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись. Интеллектуалы понимают: страна становится все более неуправляемой, по большому счету от гуманитарного образования зависит ее дальнейшее развитие. Подобный совет по гуманитарному образованию уже был создан и работал в 90-е годы прошлого столетия, и я был его членом. Но это был не общественный, а государственный совет, его создание ничем, по сути, не закончилось, кроме того что удалось в течение нескольких месяцев ликвидировать в вузах вывески «Кафедра истории КПСС», «Кафедра научного коммунизма» и подобные, ввести политологию, социологию и подготовить стандарты высшего профессионального образования первого поколения.За последние годы если что-то и сделано в образовании, то это введение ЕГЭ, переход вузов и части школ в статус автономных учреждений и новые школьные стандарты, два из которых – для начальной и основной ступени школы – уже приняты, а для старшей предстоит принять. По поводу введения стандарта начальной ступени уже, кстати, идет волна теплых откликов – это сильный инструмент реформирования школы, если его всерьез использовать. За принятием стандартов должен последовать радикальный пересмотр подходов к гуманитарному образованию как в школах, так и в вузах. Этому должна помочь работа нашего совета, в который вошли ученые и практики, готовые на общественных началах поехать в регионы, провести семинар, написать статьи. Председатель совета Александр Чубарьян известен не только как директор Института всеобщей истории РАН: в течение нескольких лет он возглавлял Государственный академический университет гуманитарных наук – особый вуз, факультеты которого размещены внутри ведущих институтов РАН. Один из организаторов совета – генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, под руководством которого разработаны новые школьные стандарты. Членами совета стали ректор РГГУ Ефим Пивовар, директор Института философии РАН Салам Гусейнов, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, экс-министр культуры Михаил Швыдкой. Общественный совет, как и Общественная палата РФ, может давать рекомендации власти, договариваться, влиять, выходить на вузы, школы, привлекать к совместной работе директоров, учителей, акцентировать внимание на работе школы на таких социогуманитарных предметах, как обществознание, экономика, право, отчасти география, иностранные языки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте