search
main
0

Гуманист эпохи Возрождения

Знакомясь с творчеством Эразма Роттердамского, Жан Жака Руссо, Яна Амоса Коменского, Адольфа Дистервега и других педагогов-гуманистов, невольно поражаешься современности их многих взглядов. То, к чему сегодня многие педагоги приходят путем долгих раздумий и поисков, оказывается, было уже открыто, сформулировано и описано знаменитыми мыслителями давно минувших эпох.

В последние годы мы обеспокоены проблемой гуманизации школьного образования. Что об этом уже сказано, к примеру, Эразмом Роттердамским, писателем, педагогом, философом? Книга “О раннем и достойном воспитании детей” содержит его основные педагогические идеи. Почти шесть столетий назад он писал: “Деревья растут сами по себе, но они либо не приносят плодов, либо приносят дикие плоды, и лошадь приходит в мир, хотя и мало приспособлена, но человеком, думается, становятся не рождаясь, а воспитываясь. Если природа дала тебе сына, то она дала тебе не больше, чем сырой материал. Твоя задача – в чуткую ко всякому обучению материю внести лучший дух. Не сделаешь этого – получишь животное; позаботишься – создашь в некоторой мере божественное существо”.
Он говорит также о роли семьи, матери, потому что школа, учителя только продолжают воспитание ребенка, начало которому положено дома, продолжают, взаимодействуя с родителями.
“Пожалуй, ни один человек не смог бы родиться, а если бы и родился, то все равно неизбежно умер бы в самом начале жизни, если бы дружеская рука матери и кормилицы не поддерживала его. А для этого природа зажгла в родителях страстную привязанность и любовь к детям”.
По мнению этого выдающегося мыслителя эпохи Возрождения, воспитание оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Оно – основная форма его развития. Его интересовал внутренний мир ребенка, в том числе и в очень раннем возрасте. Он советует воспитывать детей в соответствии с их возрастом, с их мироощущением. Он давал советы о том, как следует воспитывать будущего главу государства и как выращивать ребенка, рожденного в простой семье.
С самого рождения начинается становление человека, ибо многие отклонения в его физическом, а также психическом развитии можно устранить благодаря правильному уходу и кормлению. “Даже безмолвным существам дала мать-природа много средств в их естественных отправлениях; но так как божественное провидение из всех существ только человека наделило разумом, то это требует и наибольшего обучения. Поэтому соответствуют действительности слова: первое, второе и третье, что называют основой и главным условием человеческого счастья, является правильное наставление и постоянное воспитание”.
Эразм Роттердамский уверен, что воспитание – это наипервейший долг родительский, их долг как перед своими детьми, так и перед государством и всем обществом. Он рассказывает, как разные великие люди воспитывали своих дочерей и сыновей. Рождается только тело человека, а душа появляется с воспитанием. Если родители заняты важными делами, они должны препоручить свое чадо педагогу, а сначала няне.
Основные человеческие качества ребенок получает именно в семье, именно в ней для него все лучшее для правильной дальнейшей жизни. “Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтобы младый дух занимался семенами благочестия, вторая, чтобы он любил и изучал свободные науки, третья, чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете”.
Как только ребенок начинает говорить, его надо готовить к образованию, к восприятию разных научных предметов. Одновременно необходимо заниматься и физическим развитием детей. Весьма полезны, по мнению философа, специальные занятия и увлекательные игры, которые одновременно могут быть и познавательными.
Пожалуй, самая большая заслуга Эразма Роттердамского в том, что он построил свою педагогическую теорию на развитии внутреннего мира ребенка. Он понимает ребенка как образ Божий. Вместе с тем великий педагог писал: “Если ты не придашь ему образ человека, то он сам выродится в животное”.
Эразм Роттердамский считал, что само детство, сам ребенок нуждаются в защите. И ответственность перед маленьким человеком лежит не только на родителях, на воспитателях, но и на государстве, обществе. Он понимал, что мир, окружающий маленькое существо, чрезвычайно жесток. Эразм с болью и возмущением вспоминал собственную школу, в которой он едва не погиб от несправедливого наказания. Уже будучи взрослым, автором многих книг, он назовет школу “застенками для пыток”. Особенно ярко Эразм описал страшное положение ученика в школе в своем трактате “О раннем и достойном воспитании детей”. В школе устанавливают тиранический режим против учеников того возраста, который “больше всего требует ласки и ухода”. Учителя, по его наблюдениям, калечат детей физически и духовно. “Можно подумать, что это не школа, а пыточная камера: здесь ничего не услышишь, кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?! И этот страх настолько прочно входит в детские сердца, что всю позднейшую жизнь он чувствует отвращение к науке”.
Эразм Роттердамский настаивал, чтобы учителей специально подбирали, а не брали кого попало. Учитель, как считал великий гуманист, должен относиться к ребенку с материнской любовью, а сам ребенок к нему – как ко второй матери.
У него немало рассуждений об ответственности родителей за своего сына или за свою дочь. Родители за грехи детей ответственны перед Богом. “Мудрый сын – счастье отца, плохой – скорбь родителей”. Первая стадия обучения – домашняя. Это одинаково относится и к королевскому сыну, и к сыну сапожника. И прежде всего каждого из них нужно научить труду.
Эразм Роттердамский подробно разработал содержание и формы классического образования. Он предложил разные методы обучения с учетом возраста ребенка. Его вклад в развитие педагогики того времени весьма существенен. Многие из его рекомендаций не только интересны и сегодня, но и вполне могут быть использованы.

Елена ВАЛЕНТИНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте