Большой резонанс на прошедшей неделе вызвала речь Константина Райкина на заседании Союза театральных деятелей. Парадоксально, но сегодня человек, говорящий то, что думает, уже автоматически превращается чуть ли не в оппозиционера действующей власти. И сама ситуация произнесения этой правды – как крик среди молчания, под стать трагическому монологу в шекспировской пьесе. И задуматься заставляет не только само содержание райкинского выступления, но именно эти «предлагаемые обстоятельства», которые такую речь делают в сегодняшней России событием. Многие думают – но мало кто способен произнести это вслух.
Говорят между собой, опасаясь, как бы чего не вышло. Понятно, что без государственной поддержки сегодня в нашей стране ни культура, ни образование выживать не способны, но государственная поддержка – это не «манна небесная», это наши же средства, которыми чиновники должны эффективно управлять. И именно поэтому спектр как культурных, так и образовательных инициатив, поддерживаемых государством, должен отражать спектр интересов всех граждан. И лично я хотел бы, чтобы мои средства вкладывались не в пропаганду, а в сложную, многообразную культуру.Стремясь вернуться назад, мы не вернемся туда никогда. Потому что прошлого этого уже не существует. Однако в результате такого движения мы обретем дурное настоящее, симулякр вместо подлинности. И ни в коем случае нельзя позволять, чтобы нормой в разговоре о культуре и образовании становилась оценка непрофессиональная, популистская. Здесь – прав Константин Райкин – дело в «цеховой солидарности». Наша слабость в неумении поддержать друг друга, когда это необходимо, не важно, проистекает оно из страха или просто из душевной лени. Понимание – одна из самых важных, если не главная ценность в сегодняшнем сложно устроенном мире. И найти его между друг другом – первый шаг, дающий надежду на большее в будущем. Не могут быть все одинаковыми – ни либералами, ни коммунистами, ни государственниками, ни верующими. «В поход за правдой Гамлет отправляется как патетический рыцарь на штурм ветряных мельниц… Гамлет, каким сыграл его Константин Райкин, далек от метафизических рефлексий. Неюный принц с самого начала в меру опытен и насмешлив, он готов быть азартным шутом», – так написал в далеком 1998 году театральный критик Роман Должанский о премьерном спектакле «Сатирикона». Сегодняшний Гамлет, думается, был бы серьезнее и жестче:Век расшатался – и скверней всего,Что я рожден восстановить его!
Комментарии