search
main
0

«Губернатор» – неологизм, бывший историзм

В 7-м классе я провожу урок «Язык как развивающееся явление», эпиграфом к которому служат слова В.Белинского: «Язык живет вместе с жизнью народа». Перед семиклассниками ставится задача: используя материал урока, доказать правомерность высказывания критика. Я рассказываю ребятам, что в мире насчитывается от 2500 до 5000 языков, а точную цифру установить невозможно из-за условности различия между разными языками и диалектами одного языка. До середины I тысячелетия до н. э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян – накладывает отпечаток разный быт.

Прародитель русского – язык восточных славян – называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка – лексика. Ребята должны сами подумать, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка. Великий русский ученый  М.Ломоносов в ХVIII веке ввел в русский язык такие слова, как «атмосфера», «горизонт», «температура»; в конце ХVIII – начале ХIХ века писатель Н.Карамзин впервые употребил такие слова, как «благотворительность», «личность», «промышленность», «влияние», «сосредоточенность».Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы «армяк», «камзол», «кафтан» и др., получили новые названия архаизмы «отрок» – «подросток», «сей» – «этот», «зело» – «очень». А многие «старые слова», наоборот, вернулись: «губернатор», «дума», «суд присяжных». Еще недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как «лунник», «ракетодром», «космонавт», «инопланетянин», «компьютер». Теперь появились другие: «презентация», «флеш-карта», «факс», «эксклюзивный», «имидж». Таким образом, дети делают вывод: язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения, но и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире. Светлана КУЗНЕЦОВА,  учитель русского языка и литературы средней школы №11, Ейск, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте