В СССР ГТО – «Готов к труду и обороне», программа специализированной спортивной подготовки населения – существовала с 1931 по 1991 год. В 1930-м по инициативе газеты «Комсомольская правда» было предложено устроить всесоюзные испытания на право получения значка ГТО. Был объявлен открытый конкурс на проект значка, и в результате массового обсуждения одобрили проект, предложенный 15-летним школьником В.Токтаровым.
ГТО – обязательная идеологическая составляющая советской эпохи, один из ее важнейших социокультурных символов. Знак ГТО встречается в поэме Самуила Маршака «Рассказ о неизвестном герое», он был на груди у парня, спасшего девочку от пожара.В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы, а с 2016-го сдача ГТО стала обязательным пунктом школьной программы и учитывается сейчас при поступлении в вузы. По данным опросов населения, сегодня эта практика получает как положительную, так и отрицательную оценку. Мнения о мотивации, которая заставляет ребят сдавать нормы ГТО, тоже различаются: кто-то видит здесь в первую очередь гражданско-патриотические мотивы, кто-то – стремление к престижу, к денежным призам или получению баллов, отмечают и другие причины стимулирования. Мы расспросили учителей физкультуры о том, актуально ли, по их мнению, возвращение норм ГТО, каковы его основные задачи и как различается отношение к сдаче ГТО в разных возрастных группах.Так, Юлия Рожнова, учитель школы №1353 Зеленограда, выступает за сохранение этой практики и считает, что «простых уроков физкультуры явно недостаточно – особенно для детей, которые не занимаются в спортивных школах и секциях». Юлия Николаевна также отметила воспитательную роль спортивных праздников, связанных с внедрением норм ГТО. Эти праздники активно устраиваются в том числе и в ее школе. На наш вопрос о том, мотивированы ли сами дети на сдачу норм ГТО, педагог ответила:- Мотивированы пока только старшие классы, так как наличие золотого значка ГТО прибавляет несколько баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы, а особенно тем ребятам, которые хотят продолжить обучение в спортивном направлении. Для них значок ГТО является неоценимым.В отношении младших классов, констатирует педагог, школа пока не предполагает практики массовой популяризации ГТО – скорее участие «малышей» имеет характер добровольного. Школа тем не менее уделяет много внимания объяснению значимости ГТО начиная с самого раннего возраста.- Уже второй год мы активно продвигаем ГТО, – рассказывает Рожнова, – у нас во всех зданиях школы висят большие стенды, где мы расписываем, с чего начинать, как надо сдавать, как регистрироваться. О ступенях ГТО наши дети узнают уже с шести лет. Мы тщательно фиксируем, кто, что и сколько сдал по классам.Отвечая на вопрос о том, зачем это нужно ей самой, Юлия подчеркнула важность поступательного приобщения к разным видам спорта и отметила:- Очень хочется, чтобы в дальнейшем ребята занимались спортом со своими семьями. Моя миссия заключается в том, чтобы они потом вспоминали: вот у них был такой учитель, который рассказал о важных видах спорта, не только о футболе. Стараюсь убедить в значении физического развития для личности.В перспективах же развития ГТО, по словам Рожновой, многое зависит от конкретной школы и от личности педагога:- Если мы будем продолжать стремиться к спортивному просвещению школьников, то у этой практики окажется хорошее будущее, а если опустим руки, то отношение детей к этой теме станет соответствующим – они тоже прекратят об этом говорить и думать.Учитель зеленоградской школы №719 Андрей Тузлуков настроен более пессимистично. Цели ГТО сегодня, по его мнению, должны быть такими же, как в советское время. Что касается различия в мотивации, то, уверяет учитель, именно в младших классах у ребят больше азарта, стремления доказать свое первенство, тогда как к десятому-одиннадцатому классам этот азарт уходит. Мотивация старшеклассников более меркантильная, и связана она прежде всего с получением баллов или отсутствием необходимости в них. На вопрос о его собственной мотивации учитель ответил так:- Я считаю, что ребенок должен получать всеобщее образование. К сожалению, наша сегодняшняя беда в том, что многие предметы, такие как физкультура, рисование, считаются необязательными. Когда я учился в школе, не было главных и неглавных предметов – от всех требовали одинаково. Но чем больше областей, в которых человек может себя раскрыть, тем больших успехов он достигает в той области, которую выбрал для себя главной. Девяносто – девяносто пять процентов знаний, которые ученик получает в школе, в дальнейшем ему не пригодятся, но те нейронные связи, которые образуются в мозгу при усвоении этих знаний, – вот они-то ему и нужны. А физкультура в этом смысле просто незаменима, потому что если в математике есть ординарные задачи, то в физкультуре нет даже двух одинаковых движений: обстановка все время меняется.Физкультура, по мнению Тузлукова, «не котируется», и заниматься ею или не заниматься – сегодня зависит исключительно от настроя и потребностей самого ребенка.Подводя черту под столь сложной темой, нельзя не сказать, что ГТО – еще один способ обратить внимание детей на спорт. Пусть он внедряется не повсеместно и не так активно, как многим бы хотелось, тем не менее это задел для здорового будущего любого подрастающего организма. И пусть из тех, кто сейчас получает значок, спортсменом станет каждый десятый, а может, даже и сотый – смысл всякой глобальной акции – ее массовость. А если обратиться к цифрам, то даже скептикам придется признать, что ничего лучше, чем подпитка соревновательных инстинктов, попросту не придумано.
Комментарии