Качество образования – это важный показатель, посредством которого можно оценить деятельность образовательной организации. Однако оно, вопреки расхожему мнению, не всегда имеет свое выражение в конкретных формулах или цифрах. Думаем, правильным было бы сегодня качество образования рассматривать с позиции удовлетворенности обучающихся всеми протекающими в образовательной организации процессами, как соответствие получаемого образования интересам и потребностям личности. В этой связи хотелось бы рассказать о новом, сравнительно недавно появившемся в школе инструменте, который может использоваться как один из показателей внутришкольной системы оценки качества физического воспитания школьников. Этим инструментом, с нашей точки зрения, является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
Не будем делать выводов относительно положительного влияния ВФСК ГТО на общий уровень качества образования, так как вопрос о положительном влиянии физической культуры на успешность человека в целом неоднократно поднимался в трудах зарубежных и отечественных мыслителей, философов, психологов, педагогов. Мы постараемся проанализировать то, как внедрение данного комплекса в учебный процесс способствовало повышению качества физического воспитания школьников в рамках уроков физической культуры.ГТО, несомненно, закрепляет эффекты и ожидания, связанные с пониманием современных смыслов физического воспитания. В настоящее время физическое воспитание не сводится к простому формированию двигательных умений и развитию физических качеств. Оно прежде всего должно быть направлено на самоорганизацию двигательной активности обучающегося и восприятие физической культуры как части общей культуры человека. Ввиду этого наша школа существенно изменила организацию и структуру уроков физической культуры путем использования передовых методик физической подготовки, разделения обучающихся на группы по выбранным направлениям, создания условий по профилактике травматизма. Такое реформирование урока физической культуры позволило создать оптимальные условия для самораскрытия обучающихся и их личностного самосовершенствования. Кроме того, можно констатировать рост уровня физической подготовленности обучающихся за недавний период, судя по сдаче нормативов ГТО в возрастных параллелях.В результате внедрения ВФСК ГТО повысилось не только качество физического воспитания на занятиях физической культурой, но и увеличилось число ежедневно занимающихся физической культурой и спортом, возросла двигательная активность обучающихся. Причиной этого можно назвать то, что подготовка к выполнению нормативов ГТО обеспечивается не только систематическими занятиями на уроках физической культуры, но и занятиями дополнительного образования школы. Развитие ГТО в нашей школе привело к интенсификации развития системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: на данный момент можно констатировать расширение вариативности объединений данной направленности и общий рост количества занимающихся.Также с момента введения ВФСК ГТО наблюдается увеличение частоты самостоятельных занятий обучающихся физической культурой. Данный положительный эффект проявляется благодаря тому, что обучающийся видит конкретные нормативы, соответствующие его возрастной группе, и сам определяет ту траекторию, которая приведет его к поставленной цели, сам выбирает тот уровень, к которому нужно стремиться. Цель и путь ее достижения изначально определяются самим школьником, а не учителем физической культуры, родителем или классным руководителем. Этот факт позволяет сделать вывод о воздействии комплекса ГТО прежде всего на мотивационную и поведенческую сферы личности обучающихся. Таким образом, значимость ВФСК ГТО для современной школы проявляется не только в конкретной мере уровня физической подготовленности обучающихся, а еще и в ряде положительных эффектов, которые существенно влияют на качество образования, как в рамках уроков физической культуры, так и в школе в целом. Федор КНЯЗЕВ,член Ассоциации заместителей директоров школ, заместитель директора школы №2065
Комментарии