По инициативе Комитета Государственной Думы РФ по образованию прошли парламентские слушания «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы», на которых с основным докладом выступил заместитель председателя комитета Виктор ШУДЕГОВ. У Виктора Евграфовича свой взгляд на то, как законодательно обеспечить дальнейшее развитие системы профессионального образования.
Можно заглянуть в любую местную газету и увидеть, что она буквально забита объявлениями о потребности в высококвалифицированных рабочих. В специалистах остро нуждается развивающаяся экономика России, рабочих вновь «завлекают» разными способами, гастарбайтеры успешно осваивают многие отрасли экономики, в первую очередь, строительный сектор. Не случайно сегодня только 4,7 процента выпускников профессиональных училищ не трудоустраиваются по полученной специальности, в то время как для выпускников вузов этот показатель превышает 50 процентов. По существу, мы находимся в начале развивающегося массового дефицита рабочих кадров и специалистов среднего звена, который может перерасти не только в основное, реальное и непреодолимое препятствие стратегического развития экономики России, но и негативно отразиться на социальном климате в России.
Если рассмотреть общую численность занятых в экономике страны по уровням образования, то окажется, что лица с высшим образованием составляют около 24 процентов, со средним профессиональным – более 30 процентов, с начальным профессиональным – около 12, а с общим образованием – более 30. Таким образом, меньше всего в экономике рабочих, имеющих начальное профессиональное образование, зато в три раза больше работников, которые не получили никакого профессионального образования. О какой производительности труда можно говорить при профессионально безграмотных работниках? Все это свидетельствует о важности и необходимости серьезного укрепления начального и среднего профессионального образования. Однако следует признать, что государственная стратегия в области образования меняется очень медленно и неадекватно вызовам времени. Наверное, здесь образно можно поставить такой диагноз системе НПО и СПО: тяжелое хроническое, запущенное заболевание, до последних лет не подвергавшееся лечению.
Надо признать, что долгие годы на федеральном уровне делались громкие заявления о необходимости развития начального и среднего профессионального образования, устанавливались государственные задания по опережающему развитию этих уровней, но реально дальше призывов и благих заявлений дело не шло.
Только в последние годы Президентом Российской Федерации, правительством страны и Минобрнауки России были предприняты реальные шаги по поддержке начального и среднего профессионального образования, с 2007 года в приоритетном национальном проекте «Образование» реализуется самостоятельное направление «государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». К 2009 году в 48 субъектах Российской Федерации определятся 145 учреждений – победителей конкурса инновационных проектов НПО и СПО, в которых будет обучаться на современной материально-технической базе, приближенной к требованиям новейших производственных технологий, 120 – 130 тысяч человек.
Министерство разработало, а Правительство РФ утвердило «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования до 2010 года», который направлен на создание новых условий функционирования этих уровней образования. По распоряжению Правительства РФ от 28 ноября 2006 года в целях развития новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования в системе СПО в 2007 – 2008 годах проводится эксперимент по апробации механизма нормативного финансирования (в эксперименте принимают участие 20 ссузов из 18 субъектов РФ). Предусматривается переход на отраслевую систему оплаты труда педагогических и инженерно-педагогических работников на основе нормативно-подушевого финансирования, что должно обеспечить рост заработной платы. Ведется активная разработка новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда. В 2008 году в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования совместно с работодателями предполагается разработать 110 федеральных государственных образовательных стандартов НПО и 84 – СПО. Прорабатываются схемы по законодательному обеспечению привлечения средств работодателей в систему начального и среднего профессионального образования. Для приведения в соответствие с изменениями, внесенными в Закон РФ «Об образовании», осуществляется обновление типовых положений об учреждениях НПО и СПО и порядка приема в них.
Однако начальное и среднее профессиональное образование не обеспечивает ни по качеству, ни по количеству, ни по номенклатуре специальностей экономику страны рабочими и специалистами среднего звена. С 1995 по 2006 год прием в учреждения начального профессионального образования сократился почти в полтора раза, прием в ссузы за этот же период увеличился на 19 процентов, при этом охват молодежи средним профессиональным образованием вырос с 17,5 до 22,7 процента, а вот прием в вузы увеличился более чем в 2 раза. Эти цифры обязывают нас взглянуть на проблему не только с экономической, но и социальной точки зрения.
Может ли сегодня усредненное училище, техникум или колледж обеспечить качественную подготовку своих выпускников? На этот неприятный вопрос нам надо дать мужественный ответ – очевидно, если и может, то только за счет преданности педагогическому долгу своих сотрудников. Сохраняется устойчивая тенденция к оттоку наиболее квалифицированных и перспективных мастеров производственного обучения и преподавателей спецпредметов из системы начального и среднего профессионального образования. Из-за низкого уровня заработной платы многие образовательные учреждения не могут укомплектоваться квалифицированными педагогическими кадрами. Так, в системе начального профессионального образования штаты мастеров производственного обучения укомплектованы менее чем на 70 процентов. Говорить о качественном обучении в такой ситуации весьма затруднительно. Сегодня размер оплаты труда мастера производственного обучения или преподавателя спецдисциплин нередко ниже оплаты труда аналогичного специалиста на производстве в 4-10 раз. Последствия такого разрыва в оплате труда катастрофичны не только для образования, но и в целом для экономики страны, ибо на создание высококвалифицированного педагогического коллектива уходят годы и десятилетия, а на его разрушение достаточно несколько месяцев дискриминационной политики в оплате труда. А вот в Китае работник в образовательном учреждении получает в 5-6 раз больше, чем на предприятии.
По мнению специалистов, сегодня финансирование этих образовательных учреждений не превышает 50 процентов от необходимых потребностей. В первую очередь, жертвой низкого финансирования стала учебно-материальная база. В настоящее время подготовка в большинстве учебных заведений НПО и СПО ведется на столь устаревшей технической и технологической базе (моральный и физический износ учебного оборудования 75-80 процентов), что выпускники этих учебных заведений нередко не могут работать на современном оборудовании, не знакомы с новыми технологиями, у них отсутствует современная культура труда, в том числе технологическая. Безусловно, такой ресурс не способен обеспечить опережающий уровень подготовки кадров. За последние 10-15 лет практически приостановлено капитальное строительство и реконструкция учреждений НПО и СПО.
В системе начального профессионального образования сегодня крайне низкие возможности социальной защиты обучающихся. Но именно здесь, по мнению экспертов, сосредоточивается большая доля детей из социально незащищенных семей (у 70 процентов обучающихся родители имеют заработную плату ниже прожиточного минимума, а 50 процентов – из неполных семей). Нередко дети поступают в профессиональное училище потому, что там кормят. Только число сирот в профессиональных училищах за последние 10 лет возросло более чем в 3 раза, и сегодня эти дети составляют уже 7,3 процента от общей численности обучающихся. Стипендия в учреждениях НПО и СПО сегодня составляет чуть более 300 рублей и не может разрешить ни одной проблемы обучающегося: ни питания, ни проживания, ни оплаты транспортных расходов. Где логика, когда в вузе стипендия почти в 3 раза выше? Нет и 25-процентного фонда на материальную поддержку нуждающихся учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и студентов федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Большой урон профессиональное образование понесло в результате разрушения связей с предприятиями. С началом экономических реформ существенно сократился, а нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования системы НПО и СПО, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Сегодня многие работодатели уже готовы оказать помощь и поддержку образовательным учреждениям, но на пути этого лежит серьезное препятствие – действующее законодательство. Не только образовательное, которое не допускает соучредительства, но и налоговое, которое наказывает работодателей налогом за счет прибыли за каждый переданный государственному образовательному учреждению станок, килограмм материала или рубль.
Передача учреждений начального профессионального образования и ряда средних специальных учебных заведений с федерального на региональный уровень снизила качество управления ими и во многих регионах объемы их финансирования. Нельзя не сказать о риске возникновения «регионального качества» подготовки рабочих и специалистов. Практика передачи учреждений начального профессионального образования показала, что нередко в региональных профессиональных училищах затраты на одного обучающегося значительно ниже, чем в соответствующих федеральных учебных заведениях. Как удается обучать за значительно меньшие суммы? Ответ прост – расплачиваемся низким качеством образования. Поэтому важно предусмотреть исключение возникновения «регионального качества подготовки».
Снятие отсрочки для выпускников средней (полной) школы при их обучении в ссузах может привести к параличу деятельности многих техникумов и колледжей, так как значительная часть студентов-юношей (до 40 процентов) в период обучения будут призваны на военную службу. Например, в результате призыва на военную службу в Верхнесалдинском авиаметаллургическом техникуме Свердловской области смогут продолжить обучение из 207 человек не более 25 юношей. Последствия такого законодательного решения всем очевидны – государство потеряет не только подготовленных специалистов, но и значительную долю средств, уже затраченных на их подготовку.
Таким образом, очевидно, следует признать, что учебным заведениям начального и среднего профессионального образования приходится работать в сложной и противоречивой ситуации. Все это сказывается на эффективности профессионального образования. Система НПО и СПО отстает от темпов структурной перестройки высокотехнологичных отраслей. Спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения и по объемам, и по структуре подготовки кадров. Например, в огромном секторе профессионального образования в 2700 колледжах и техникумах, в которых обучается более 3 миллионов студентов, а ежегодный выпуск составляет около одного миллиона специалистов среднего звена, лишь 15 процентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей.
Думаю, значительного числа проблем, препятствий и помех в деятельности училищ, техникумов и колледжей можно было бы избежать, если бы законодатели совместно с органами исполнительной власти сумели своевременно выработать реальную стратегию развития начального и среднего профессионального образования и обеспечили ее реализацию законом. Следует признать, что ныне действующее законодательство не содержит правовых механизмов, способствующих опережающему развитию начального и среднего профессионального образования. Более того, абсолютное большинство образовательных отношений, которые характерны для рассматриваемых уровней образования, законодательными актами не урегулированы. Без серьезных корректив действующего законодательства, направленных на реальное обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования, эту проблему разрешить не удастся.
Что, на мой взгляд, необходимо сделать для успешного решения проблем рассматриваемых уровней образования, в первую очередь на законодательном уровне?
Во-первых, необходимо выработать и принять стратегию развития начального и среднего профессионального образования и обеспечить ее реализацию законодательными механизмами, установленными, например, новым федеральным Законом «Об образовании», который должен интегрировать регламентацию отношений всех уровней образования.
Во-вторых, изменить структуру бюджетирования системы образования, предусмотрев:
– увеличение объемов бюджетного финансирования государственных учреждений начального и среднего профессионального образования в 1,5-2 раза, в том числе увеличение фонда оплаты труда не менее чем в 2 раза, а также выделение средств на приобретение оборудования, проведение капитального ремонта и строительства;
– установление размера стипендии в училищах, техникумах и колледжах не менее 80 процентов от стипендии студентов вузов или приравнять его к прожиточному минимуму;
– выделение в федеральном бюджете в рамках нацпроекта «Образование» в 2009-2011 годах средств на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов в размере не менее 3,6 миллиарда рублей, а также на ежемесячные доплаты мастерам производственного обучения НПО и преподавателям спецдисциплин учреждений НПО и СПО из расчета, что доплата должна быть не менее 3 тысяч рублей;
– выплату доплат работникам училищ, техникумов и колледжей за ученые степени.
В-третьих, на законодательном уровне необходимо определить меры, направленные на социальную поддержку обучающихся и работников учреждений НПО и СПО, в том числе по организации питания учащихся, а также организации медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и работников.
В-четвертых, нужно внести изменения в федеральные законы, в том числе в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ для стимулирования участия товаропроизводителей в развитии отечественной системы профессионального образования.
Комментарии