Собрание директоров Ассоциации лучших школ принципиально отличается от множества других совещаний тем, что оно не собиралось по указке сверху. Мы, директора школ, собрались сами. Собрались для того, чтобы подтвердить свое реальное намерение активно принимать участие в решении своих проблем. И это не дань моде в рамках создания гражданского общества – это истинная человеческая потребность вложить собственные усилия в развитие образования, в настоящее и будущее нашей цивилизации.
Потребность победителей конкурса «Лучшие школы России», разъехавшихся после его окончания с наградами и подарками по домам, объединиться в общественную организацию, буквально через месяц собраться снова в Москве для создания ассоциации, только подтвердила мысль о том, что в системе российского образования люди действительно работают не за награды, а за идею. И идея у всех очень простая, чтобы наши дети со счастливой улыбкой каждое утро говорили: «Здравствуйте!» Здравствуй – школе, здравствуй – прохожим на улице, здравствуй – этому ослепительно счастливому миру, глаза на который им открыла школа.
В основе появления нашей ассоциации лежит не желание группы людей заявить о себе, а пока еще малозаметная, но настойчивая потребность современного общества и современной цивилизации, стремительно меняющейся с каждым днем, в ответах. В поиске правильных решений. Именно в это время очень важен и нужен голос учителя, голос школы. Именно в этот момент общество ощущает трудности и нуждается в советах.
Советчиков много, скажут мне, вызвался бы кто-нибудь поработать. И с этим сложно не согласиться! Если всех советчиков в нашем государстве собрать вместе, может получиться целый профсоюз. Но нам, к сожалению, чаще говорят: «А в ваших советах мы не нуждаемся!» И в этом виноваты мы сами, потому что за многие десятилетия разучились ходить самостоятельно, нас, как в детском саду, водят строем, и это главная сложность, которая мешает созданию действительно демократического государства, действительно гражданского общества. Когда школа как главный общественный институт, в чьих руках находится будущее любого государства, вспомнит, что современное общество – это общество ее учеников, и ученики не бывают бывшими, тогда она периодически будет спрашивать с них, а они будут нуждаться в ее советах.
Поэтому очень важно помочь школам вернуть ощущение своей значимости. Важно, чтобы укоренившееся в общественном сознании понятие «школе нужно помогать» заменилось на «школа поможет». А финансовая или материальная поддержка ей воспринималась не как помощь, а как гражданская обязанность каждого человека, вышедшего из этого прекрасного мира детства.
Современная цивилизация, прагматично осваивая достижения, навыки и бурным водопадом благ низвергая их на человека, совершенно не задумывается о том, какова цена этой золотой гонки. В вечной погоне за лучшей жизнью очень важно не утерять само человечество, так как суррогатные наслаждения способны незаметно для цивилизации заменить главное – это состояние истинного человеческого счастья. Проблема современной цивилизации, а значит, и современного образования, в духовной опустошенности, в кризисе общечеловеческих ценностей, в дефиците доброты, во всемирном вирусе золотой лихорадки. И помочь в ее решении может только школа!
Наступает эпоха учителей. Учителей в глубоком, изначально философском понимании этого слова. Именно эти основания и определяют первоочередные задачи современной школы. Задача школы – воспитать человека! Человека, способного все материальные блага современной цивилизации направлять на достижение человеческого счастья, а не беззаботного удовольствия; человека, способного созидать и творить, а не вытворять. В противном случае мы не только не оставим землю для наших потомков, но уже сегодня превратим наш мир в свалку материального и морального человеческого мусора.
Понимая главное, мы успешнее будем решать текущие проблемы современного образования. А их сегодня немало. Это и не совсем понятное правовое поле деятельности школы, противоречия между Законом «Об образовании» и Бюджетным кодексом. Это и экспансия в систему общего образования высшей школы, которая практически превратила школу в младшего брата. Это и, безусловно, важный, но измотанный бесконечными дискуссиями и скандалами ЕГЭ. Это и с беспокойством ожидаемая в школах реформа «поголовного» финансирования, где главным будет, сколько бы ни говорили, не качество, а количество! Иначе скоро появятся экономисты, которые обсчитают, что дешевле из-за рубежа приглашать готовых обученных учеников, чем содержать затратную сферу образования.
За небольшой период существования ассоциации мы уже ощутили реальную поддержку процесса зарождения и развития нашей организации. Руководители регионов поддержали создание региональных филиалов ассоциации. Созданные филиалы в Томской, Оренбургской, Ростовской областях, объединив в своих рядах наиболее авторитетные школы, уже сегодня могут рассчитывать на серьезное участие в решении проблем развития образования в своих регионах. Мы приняли активное участие в экспертизе школ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в нескольких регионах страны. На совещании были представлены школы, которые участвовали в этом конкурсе и победили. Среди нас есть миллионеры! В определенном смысле этот момент вызывает искреннее уважение по отношению к государственной политике. Своеобразный момент истины, когда слово «миллионер» приобретает иное значение, невероятным образом преобразуется в новое понятие «школа-миллионер». Это действительно национальный проект! Если именно такие национальные проекты будут реализовываться в нашем обществе, то национальная гордость за наше государство из музеев снова перекочует в дом каждого россиянина.
Спасибо российским школам за то, что они не только не растеряли в смутное время перемен себя, но и подставили плечо государству, сохранив и выучив не одно новое поколение. Спасибо власти и государственной и профессиональной за то, что усиленно пытаются найти новые механизмы создания реальных условий для современной школы и современного учителя. Спасибо общественным организациям, средствам массовой информации, которые считают нужным и важным поддерживать российское образование, российскую школу, помогать ей, писать о ней, вникать в ее проблемы. Вместе мы действительно сделаем еще несколько шагов к лучшему сегодня и светлому завтра.
Александр Геннадьевич, кому конкретно принадлежит идея создания Ассоциации лучших школ?
– Участникам конкурса «Лучшие школы России».
– Как вы стали президентом ассоциации?
– Победил в альтернативных выборах. Решающим было, на мой взгляд, то, что я не москвич и не питерец.
– Какая из актуальных проблем образования была в центре вашего внимания в последнее время?
– Ранняя детская преступность. Эту проблему мы обсуждали на одном из последних совещаний Томского регионального отделения ассоциации.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в школьном образовании?
– Плодотворный диалог ученика и учителя.
– Каков результат работы школы?
– Успешный выпускник.
– На что должна влиять школа самым решительным образом?
– На государственную политику в области образования, задавая власти вопросы и получая ответы.
– Какая школа лучшая?
– Школа, которую любит ученик, в которую он ходит с удовольствием и получает там знания, усваивает ценности культуры.
– В чем может заключаться элитарность образования?
– В содержании образования, но отнюдь не в отборе лучших детей.
– Когда возникает образовательная мода?
– Когда возникает опыт, который кому-то хочется перенять.
Комментарии