С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения изменились подходы к результатам образования. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование умения учиться, то есть общеучебных навыков, и способности самоорганизации своей деятельности. Самооценка не только дает учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, но и способствует развитию их самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Самостоятельная оценочная деятельность начинается там, где учащийся сам участвует в выработке ее критериев, сам применяет эти критерии к разным конкретным ситуациям. Замечено, что дети с развитой рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками. Установлено, что одной из причин отставания школьников в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов формирования самооценки начиная с первого класса. Уже в 1-м классе через все учебные предметы идет обучение самооцениванию. Алгоритм самооценки вводится, когда учащиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания: 1. Какое было задание? 2. Удалось ли выполнить задание? 3. Задание выполнено верно или не совсем? 4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников я использую следующие формы: 1. «Светофор». Для самооценки детьми своего самочувствия и внутреннего состояния по отношению к выполняемым на уроке заданиям применяется методика «Светофор» – дети «зажигают» цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик не испытал трудностей и был активным при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок, который означает: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, что-то осталось неясным или ребенок не всегда быстро справлялся с поставленной задачей, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. 2. «Говорящие рисунки». Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй спокойное лицо. Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо. 3. «Лесенка успеха». 1-я ступенька – ученик не понял новое задание, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился. 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание, в самостоятельной работе ошибок не допустил. 4. «Карточка сомнений». Используется обычно после объяснения и закрепления нового материала, когда спрашиваешь у детей, все ли было понятно на уроке. Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых порах утверждают, что все поняли. Своеобразной проверкой данного утверждения является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того как дети ознакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в его выполнении. Они должны поставить на полях тетради знаки: + «Я понял все»; – «Не усвоил»; ? «Сомневаюсь», которые отражают прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+» и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. 5. «Волшебные линеечки». Этот прием, предложенный Галиной Анатольевной Цукерман, является безобидной и содержательной формой отметки. На полях тетради чертится линеечка, ученик отмечает на ней крестиком, на каком уровне, по его мнению, он выполнил работу. Линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. Такая оценка позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного); удерживает учебную функцию отметки – крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетради). После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. При организации самооценки нужно выделить четкие требования: оцениваются личные успехи каждого ученика; оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев; оценивание должно быть систематическим; оценивается каждый вид деятельности, на каждом этапе. Этим требованиям соответствует лист самооценки. Как проходит работа с листом самооценки? 1. Создание проблемной ситуации (помогает сформулировать тему урока, поставить цель). 2. Учитель либо учащиеся с помощью учителя определяют основные виды деятельности для данного урока и вносят их в лист самооценки. 3. Ученик оценивает каждый вид деятельности в соответствии с критериями. 4. Оценка учителя, которая осуществляется при проверке тетрадей либо в устной форме. Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4-х классах, когда усложняются основные вопросы после выполнения задания: 1. Какое умение развивал при выполнении задания? 2. Каков был уровень задания? 3. Определи уровень успешности.4. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. Важно, чтобы учащиеся не только могли дать обоснование оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развивать у детей способность видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей. Наталья БАСОВА, учитель начальных классов средней школы №7 города Туймазы Республики Башкортостан
Комментарии