Впервые программа была разработана и апробирована в средней школе №219 Москвы в 2002 – 2003 учебном году. Положительные результаты эксперимента послужили основой для ее дальнейшего совершенствования и развития. На втором этапе, который получил название «Электронные шахматы», акцент сместился в шахматную составляющую. В 2005/2006 учебном году эксперимент продолжился уже в Экспериментальном учебном комплексе «Развивающее обучение по системе Эльконина – Давыдова» на базе школы №1133 Москвы и вновь дал положительные результаты.
Успехам способствовали разработанные специально для этой цели компьютерные программы, методики обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий, методические рекомендации для наставников. Все это, включая тренажеры для развития отдельных психических качеств у младших школьников, программ-тестеров и демонстрационных партий, вошло в записанный на компакт-диск «Комплекс обучающих компьютерных программ».
Известно, что в практике обучения шахматной игре сложились определенные противоречия между широко распространенными методами репродуктивного обучения и воспитания младших школьников и современными подходами развивающего обучения с применением компьютерных технологий. Именно этот факт определил проблему и тематику программы, работа над которой началась одновременно с выходом в свет приказа Министерства образования №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
Поэтому целью разработки программы стало определение взаимосвязи между успеваемостью, развитием умственных способностей, спортивных умений и навыков при обучении младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий.
Могу с уверенностью заявить, что на этот момент в научно-методической литературе вы не найдете других программ обучения учеников начальных классов шахматной игре с применением компьютерных технологий, которые были бы научно обоснованы и проверены на практике.
Между тем шахматы способны стать комплексным средством развития у ребенка интеллектуальных и специальных игровых способностей. Но для этого обучение должно строиться на основе принципов педагогики и теории детско-юношеского спорта.
При апробации программы были поставлены следующие задачи:
провести ретроспективный анализ развития методических подходов и компьютерных программ обучения шахматной игре;
разработать и обосновать программу обучения младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий на основе общих принципов дидактики и теории дополнительного образования;
выявить взаимосвязи обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий и развитием отдельных умственных способностей школьников вторых – четвертых классов в возрасте от семи до десяти лет;
экспериментально проверить влияние обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий на успеваемость младших школьников, развитие их психических качеств и становление спортивного мастерства.
Анализ литературных источников и обобщение личного опыта позволили сделать основополагающий вывод: подход к обучению шахматной игре с точки зрения общеобразовательной школы должен значительно отличаться от существующих методик обучения шахматной игре для подготовки спортсменов.
В спорте шахматная игра рассматривается как самостоятельный вид деятельности, в котором следует совершенствоваться, для чего разработаны многочисленные методики и программы подготовки спортсменов различного уровня мастерства. В общеобразовательной школе шахматная игра должна выступать как средство интеллектуального и творческого развития, применимое к различным видам умственной деятельности, и только в дальнейшем для желающих – как вид спортивного противоборства.
Программа «Электронные шахматы» рассчитана на два года обучения и состоит из трех частей. На первом году обучения младшие школьники знакомятся с азами шахматной игры, проходят курс психологической и физической подготовки к турниру пятой категории для присвоения четвертого разряда. Конечно, не все они смогут выполнить норму этого уровня. Поэтому во втором году программой предусматривается параллельное обучение двух подгрупп. В одной главной целью становится подготовка детей к турниру для получения третьего разряда, а в другой – повторная подготовка на четвертый разряд.
Несмотря на то, что для всех частей программы наименования тем одинаковы, разница заключается не только в количестве часов, но и в содержании каждой темы, по принципу «От простого элемента – к сложному понятию».
В эксперименте принимали участие ученики вторых, третьих и четвертых классов. Во время апробации программы исследовался комплексный показатель эффективности программы по трем критериям.
Первый критерий – динамика успеваемости, которая контролировалась по усредненным оценкам по четвертям учебного года учеников всех трех параллелей. Так как обучаться шахматной игре пожелали ребята с различным уровнем успеваемости, то во всех экспериментальных группах были дети как с оценками более девяноста баллов (по стобалльной системе), так и с оценками, не превышающими тридцати баллов. Поэтому различия в показателях успеваемости анализировались не в абсолютных величинах, а по их приращениям.
Динамика успеваемости по трем выбранным предметам (русский язык, математика, окружающий мир) в процессе апробации программы имела определенное сходство в каждой параллели. Во всех трех параллелях прирост успеваемости учеников экспериментальных групп был выше, чем аналогичные показатели учеников контрольных групп.
В экспериментальных группах все девять показателей успеваемости (по три в каждой) имели наивысший балл в четвертой четверти. В контрольных группах из этих же девяти показателей наивысший балл в четвертой четверти имели только два показателя, а остальные семь – в третьей. По-видимому, в основе роста специфической выносливости детей лежит повышение резистентности организма к действию неблагоприятных факторов, выраженных в накапливающейся психической усталости школьников к концу учебного года.
Второй критерий – проверка эффективности программы с помощью результатов компьютерного тестирования учеников по четырем исследуемым психическим свойствам. Динамика показателей психических качеств (внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение) также контролировалась у учеников всех трех параллелей.
В каждом компьютерном тесте содержалось десять вопросов. Правильный ответ оценивался в 1 балл, неправильный – 0 баллов, а ответ «не знаю» – в 1/2 балла. Таким образом, высшая отметка за один тест достигала десяти баллов.
Динамика психических показателей также имела определенное сходство в каждой параллели. При этом следует отметить, что в экспериментальных группах темпы развития внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения по сравнению с такими же показателями контрольных групп были выше.
У участников эксперимента одиннадцать из двенадцати показателей психологического тестирования (по четыре показателя в каждой из трех групп) имели наивысший балл в четвертой четверти. В контрольных группах из тех же двенадцати показателей наивысший балл имели в третьей четверти одиннадцать показателей, а в четвертой четверти – только один.
Эти цифры подтверждают предположение об отрицательном влиянии накапливающейся к концу учебного года усталости младших школьников на общее психическое состояние учеников.
Третий критерий – спортивная составляющая программы. Она контролировалась круговыми турнирами между учениками и сеансами одновременной игры, которые проводились в конце каждого месяца – некоторое подобие контрольных работ по основным школьным предметам. Во время сеансов учитель в каждой партии делал заведомо слабые ходы для того, чтобы увидеть реакцию каждого ученика и определить, насколько внимательно он играет, как широко видит шахматную доску, насколько умело ведет партию. В зависимости от ведения учеником партии делался вывод о степени усвоения пройденного материала.
Критерием успешности обучения шахматной игре стали качественная оценка усвоенных учениками шахматных знаний и умений. Также регулярно проводились контрольные круговые турниры.
В заключительном турнире участвовали ученики третьей и четвертой параллели, так как некоторые родители учеников вторых классов были против участия их детей в спортивном мероприятии такого рода. Из общего числа участников турнира (23 человека) норму четвертого разряда выполнили шесть мальчиков и три девочки (39 процентов). В третьей параллели (11 участников) три мальчика и две девочки (45,5 процента). В четвертой параллели (12 участников) три мальчика и одна девочка (41,7 процента).
Можно сделать вывод, что у младших школьников, обучавшихся шахматной игре с применением компьютерных технологий, воспитывались воля к победе, настойчивость, дисциплинированность, усидчивость, а также развивались такие качества, как чувство времени, необходимое в шахматных турнирах для его контроля, чувство пространства, необходимое для видения шахматной доски в целом.
Дальнейшее развитие программы направлено на определение условий, методов и содержания повторной подготовки младших школьников, не выполнивших норму третьего разряда, к новому турниру для получения третьего разряда. Кроме того, во всех трех модификациях программы запланировано изучение влияния обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий на развитие творческого потенциала и формирование гармонично развитой личности младших школьников.
В 2007/2008 г. программа проходит параллельную апробацию в школе полного дня №1349 и прогимназии №1752.
Виталий ПОЛОУДИН, педагог дополнительного образования, школы № 1349, Москва
Комментарии